С 1 сентября в X классах средних школ разрешается организовывать изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне.
В связи с возникающими вопросами публикуем ответы на самые популярные из них.
Какое количество учебных предметов можно выбрать ученику 10 класса средней школы для изучения на повышенном уровне?
Предметы будут сгруппированы по направлениям - физико-математическое, химико-биологическое, филологическое, обществоведческое.
На повышенном уровне в рамках учебного расписания могут изучаться только два учебных предмета соответствующего направления: физико-математического, химико-биологического, обществоведческого, филологического. Далее по желанию учащихся и их законных представителей за счет часов, выделяемых для проведения факультативных занятий можно продолжить изучение на повышенном уровне как ранее выбранных учебных предметов, так и других учебных предметов из перечня типового учебного плана.
При организации образовательного процесса с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне по второй модели, какое количество учащихся может быть в группе?
Учитывая тот факт, что изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне осуществляется за счет часов, выделяемых на проведение факультативных занятий, то и количество учащихся в группе должно быть таким же, как и количество учащихся на факультативных занятиях.
В соответствии с пунктом 62 Положения об учреждении общего среднего образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 декабря 2011 г. № 283, наполняемость группы при проведении факультативных занятий в учреждениях, расположенных сельской местности, составляет не менее 3 учащихся, в учреждениях образования, расположенных в городах и поселках городского типа, не менее 5 учащихся.
Местные исполнительные и распорядительные органы могут принять решение о формировании групп учащихся, изучающих отдельные учебные предметы на повышенном уровне по второй модели, с меньшей наполняемостью.
При организации образовательного процесса по первой модели наполняемость класса должна составлять не менее 24 учащихся в учреждениях образования, расположенных в городах и поселках городского типа.
Каким образом будут использоваться дополнительные учебные часы?
В примерном тематическом планировании по каждому учебному предмету будет установлено, какое количество учебных часов будет увеличено на изучение теоретического материала, решение задач, обобщение и систематизацию изученного материала и другое. Данное тематическое планирование станет одной из составных частей инструктивно-методического письма об особенностях организации образовательного процесса по учебному предмету в 2013/2014 учебном году.
При организации образовательного процесса по второй модели, каким образом можно составить расписание учебных занятий?
При составлении расписания учебных занятий заместителю директора по основной деятельности придется предусмотреть возможность изучения всем классом учебных предметов на базовом уровне и возможность одновременно разойтись по группам при изучении отдельных предметов на повышенном уровне.
Какую учебную литературу можно использовать при организации образовательного процесса как по первой, так и по второй модели?
Перечень учебников, учебных пособий, которые используются при организации образовательного процесса как в средней школе, так и в гимназии, ежегодно публикуется в Сборнике нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. В то же время, в каждом инструктивно-методическом письме к началу 2013/2014 учебного года будет дан перечень основной учебной литературы и дополнительной, в том числе перечень учебно-методических комплексов факультативных занятий, которые включают учебную программу, дидактические материалы для учащихся и методические рекомендации для педагогических работников. Учитель сможет самостоятельно подобрать необходимый материал к проведению учебного занятия по соответствующему учебному предмету на повышенном уровне. Отдельно учебная литература по учебным предметам, изучаемым на повышенном уровне, издаваться не будет.
В каждой ли школе возможно открытие классов с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне, если для этого есть условия?
Учредитель учреждения образования совместно с руководителем средней школы будут определять средние школы, в которых образовательный процесс с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне будет организован в X , а затем в XI классах с учетом всех составляющих, а именно: какие учреждения образования расположены рядом, какой кадровый потенциал, материально-техническая база учреждения образования и конечно же, заинтересованность учащихся и их законных представителей в данной образовательной услуге. При этом, для каждой средней школы следует определить направления для изучения на повышенном уровне соответствующих учебных предметов. Возможно, что будут и средние школы, в которых все учебные предметы будут изучаться на базовом уровне, а на факультативных занятиях будет осуществляться реализация индивидуальных интересов, склонностей и способностей учащихся.
Будет ли какой-то отбор среди учащихся в класс с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне?
В 2013/2014 году отбора в такие классы не будет. Все желающие изучать те или иные учебные предметы на повышенном уровне будут зачислены. Необходимо понимать, что просто «отсидеться» в таком классе не получится. В этой связи необходимо в каждом учреждении образования, начиная с V класса, активизировать работу по профориентации. Получая свидетельство об общем базовом образовании, школьник должен знать дальнейшую траекторию своего развития. Ведь общее среднее образование можно получить не только в школе, но и в учреждениях профессионального и среднего специального образования.
В текущем году Национальным институтом образования ведется разработка научно-методического обеспечения проведения итоговой аттестации учащихся за период обучения на II ступени общего среднего образования в целях обеспечения конкурентоспособности общего базового образования. По ее результатам и будет определяться механизм приема в X класс.
Можно ли будет переходить в другие школы, где появится изучение понравившийся отдельных учебных предметов на повышенном уровне?
Учащийся для продолжения обучения имеют право выбора любого учреждения образования.
Как будут сдавать выпускные экзамены учащиеся, обучающиеся в классах с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне?
Так как учебные предметы могут изучаться на разных уровнях, то и задания для выпускных экзаменов в XI классе по учебным предметам, изучаемым на повышенном уровне, будут отличаться от заданий для выпускных экзаменов по учебным предметам, изучаемым на базовом уровне.
Управление общего среднего образования Министерства образования
Методические рекомендации по организации изучения отдельных учебных предметов на повышенном уровне в средней школе
|
X класс
с 2013/2014 учебного года
|
XI класс
с 2014/2015
учебного года
|
---|---|---|
при изучении на повышенном уровне физики и математики (физико-математическое направление)
|
||
физика
|
4
|
4
|
математика
|
5
|
5
|
при изучении на повышенном уровне химии и биологии
(химико-биологическое направление)
|
||
биология
|
4
|
3
|
химия
|
3
|
4
|
при изучении на повышенном уровне
белорусского и русского языков
(филологическое направление)
|
||
белорусский язык
|
3
|
3
|
русский язык
|
3
|
3
|
при изучении на повышенном уровне
белорусского (русского) и иностранного языков
(филологическое направление)
|
||
белорусский язык (русский язык)
|
3
|
3
|
иностранный язык
|
5
|
5
|
при изучении на повышенном уровне
истории Беларуси, всемирной истории и обществоведения
(обществоведческое направление)
|
||
история Беларуси
|
2
|
2
|
всемирная история
|
2
|
2
|
обществоведение
|
2
|
2
|
№
|
Учебный предмет
|
Кол-во выпускников
учреждений общего среднего образования 2012 г.
|
Процент выпускников учреждений общего среднего образования, сдававших ЦТ по соответствующему учебному предмету
(от общего кол-ва выпускников)
|
---|---|---|---|
1
|
Русский язык
|
35203
|
55,2
|
2
|
Белорусский язык
|
178648
|
28,0
|
3
|
Физика
|
15618
|
24,5
|
4
|
Математика
|
34678
|
54,3
|
5
|
Химия
|
8819
|
13,8
|
6
|
Биология
|
13609
|
21,3
|
7
|
Английский язык
|
10528
|
16,5
|
8
|
Немецкий язык
|
1377
|
2,2
|
9
|
Испанский язык
|
97
|
0,2
|
10
|
Французский язык
|
439
|
0,7
|
11
|
История Беларуси
|
8506
|
13,3
|
12
|
Обществоведение
|
4109
|
6,4
|
13
|
География
|
1171
|
1,8
|
14
|
Всемирная история новейшего времени
|
743
|
1,2
|
Министр С.А.Маскевич