Изучение учебных предметов на повышенном уровне (вопросы).

С 1 сентября в X классах средних школ разрешается организовывать изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне.
В связи с возникающими вопросами публикуем ответы на самые популярные из них.

Какое количество учебных предметов можно выбрать ученику 10 класса средней школы для изучения на повышенном уровне?
 
Предметы будут сгруппированы по направлениям - физико-математическое, химико-биологическое, филологическое, обществоведческое.
На повышенном уровне в рамках учебного расписания могут изучаться только два учебных предмета соответствующего направления: физико-математического, химико-биологического, обществоведческого, филологического. Далее по желанию учащихся и их законных представителей за счет часов, выделяемых для проведения факультативных занятий можно продолжить изучение на повышенном уровне как ранее выбранных учебных предметов, так и других учебных предметов из перечня типового учебного плана.
 
При организации образовательного процесса с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне по второй модели, какое количество учащихся может быть в группе?
 
Учитывая тот факт, что изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне осуществляется за счет часов, выделяемых на проведение факультативных занятий, то и количество учащихся в группе должно быть таким же, как и количество учащихся на факультативных занятиях.
В соответствии с пунктом 62 Положения об учреждении общего среднего образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 декабря 2011 г. № 283, наполняемость группы при проведении факультативных занятий в учреждениях, расположенных сельской местности, составляет не менее 3 учащихся, в учреждениях образования, расположенных в городах и поселках городского типа, не менее 5 учащихся.
Местные исполнительные и распорядительные органы могут принять решение о формировании групп учащихся, изучающих отдельные учебные предметы на повышенном уровне по второй модели, с меньшей наполняемостью.
При организации образовательного процесса по первой модели наполняемость класса должна составлять не менее 24 учащихся в учреждениях образования, расположенных в городах и поселках городского типа.
 
Каким образом будут использоваться дополнительные учебные часы?
 
В примерном тематическом планировании по каждому учебному предмету будет установлено, какое количество учебных часов будет увеличено на изучение теоретического материала, решение задач, обобщение и систематизацию изученного материала и другое. Данное тематическое планирование станет одной из составных частей инструктивно-методического письма об особенностях организации образовательного процесса по учебному предмету в 2013/2014 учебном году.
 
При организации образовательного процесса по второй модели, каким образом можно составить расписание учебных занятий?
 
При составлении расписания учебных занятий заместителю директора по основной деятельности придется предусмотреть возможность изучения всем классом учебных предметов на базовом уровне и возможность одновременно разойтись по группам при изучении отдельных предметов на повышенном уровне.
 
Какую учебную литературу можно использовать при организации образовательного процесса как по первой, так и по второй модели?
 
Перечень учебников, учебных пособий, которые используются при организации образовательного процесса как в средней школе, так и в гимназии, ежегодно публикуется в Сборнике нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. В то же время, в каждом инструктивно-методическом письме к началу 2013/2014 учебного года будет дан перечень основной учебной литературы и дополнительной, в том числе перечень учебно-методических комплексов факультативных занятий, которые включают учебную программу, дидактические материалы для учащихся и методические рекомендации для педагогических работников. Учитель сможет самостоятельно подобрать необходимый материал к проведению учебного занятия по соответствующему учебному предмету на повышенном уровне. Отдельно учебная литература по учебным предметам, изучаемым на повышенном уровне, издаваться не будет.
 
В каждой ли школе возможно открытие классов с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне, если для этого есть условия?
 
Учредитель учреждения образования совместно с руководителем средней школы будут определять средние школы, в которых образовательный процесс с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне будет организован в X , а затем в XI классах с учетом всех составляющих, а именно: какие учреждения образования расположены рядом, какой кадровый потенциал, материально-техническая база учреждения образования и конечно же, заинтересованность учащихся и их законных представителей в данной образовательной услуге. При этом, для каждой средней школы следует определить направления для изучения на повышенном уровне соответствующих учебных предметов. Возможно, что будут и средние школы, в которых все учебные предметы будут изучаться на базовом уровне, а на факультативных занятиях будет осуществляться реализация индивидуальных интересов, склонностей и способностей учащихся.
 
Будет ли какой-то отбор среди учащихся в класс с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне?
 
В 2013/2014 году отбора в такие классы не будет. Все желающие изучать те или иные учебные предметы на повышенном уровне будут зачислены. Необходимо понимать, что просто «отсидеться» в таком классе не получится. В этой связи необходимо в каждом учреждении образования, начиная с V класса, активизировать работу по профориентации. Получая свидетельство об общем базовом образовании, школьник должен знать дальнейшую траекторию своего развития. Ведь общее среднее образование можно получить не только в школе, но и в учреждениях профессионального и среднего специального образования.
В текущем году Национальным институтом образования ведется разработка научно-методического обеспечения проведения итоговой аттестации учащихся за период обучения на II ступени общего среднего образования в целях обеспечения конкурентоспособности общего базового образования. По ее результатам и будет определяться механизм приема в X класс.
 
Можно ли будет переходить в другие школы, где появится изучение понравившийся отдельных учебных предметов на повышенном уровне?
 
Учащийся для продолжения обучения имеют право выбора любого учреждения образования.
 
Как будут сдавать выпускные экзамены учащиеся, обучающиеся в классах с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне?
 
Так как учебные предметы могут изучаться на разных уровнях, то и задания для выпускных экзаменов в XI классе по учебным предметам, изучаемым на повышенном уровне, будут отличаться от заданий для выпускных экзаменов по учебным предметам, изучаемым на базовом уровне.
 

Управление общего среднего образования Министерства образования

 

Методические рекомендации по организации изучения отдельных учебных предметов на повышенном уровне в средней школе

В целях реализации права граждан Республики Беларусь на получение образования с учетом их индивидуальных потребностей, способностей и запросов рекомендуем, начиная с 2013/2014 учебного года, в X классах средних школ организовать изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне, сгруппированных по направлениям (физико-математическое, химико-биологическое, филологическое, обществоведческое), путем использования учебных часов, установленных Типовым учебным планом средней школы на изучение учебных предметов и проведение факультативных занятий. При этом количество учебных часов на изучение всех учебных предметов в X классе должно составлять 31 учебный час в неделю (суммируются 28 учебных часов обязательной учебной нагрузки и 3 учебных часа из количества учебных часов на проведение факультативных занятий, установленных Типовым учебным планом средней школы).
 
Учебные часы по учебным предметам, изучаемым на повышенном уровне, распределяются следующим образом:
 
 
X класс
с  2013/2014 учебного года
XI класс
с  2014/2015
учебного года
при изучении на повышенном уровне физики и математики (физико-математическое направление)
физика
4
4
математика
5
5
при изучении на повышенном уровне химии и биологии
(химико-биологическое направление)
биология
4
3
химия
3
4
при изучении на повышенном уровне
белорусского и русского языков
(филологическое направление)
белорусский язык
3
3
русский язык
3
3
при изучении на повышенном уровне
белорусского (русского) и иностранного языков
(филологическое направление)
белорусский язык (русский язык)
3
3
иностранный язык
5
5
при изучении на повышенном уровне
истории Беларуси, всемирной истории и обществоведения
(обществоведческое направление)
история Беларуси
2
2
всемирная история
2
2
обществоведение
2
2
 
При составлении расписания учебных занятий разрешается включать в него учебные часы, выделенные на изучение на повышенном уровне соответствующего учебного предмета из количества учебных часов на проведение факультативных занятий.
Предлагаем для реализации данного подхода в образовательном процессе использовать следующие возможные модели формирования классов.
Модель 1.  Объединение в класс учащихся для изучения на повышенном уровне учебных предметов одного направления.
Данную модель целесообразно использовать при наличии в средней школе параллельных X классов.
Модель 2.  Объединение в класс учащихся для изучения на повышенном уровне учебных предметов по разным направлениям (в соответствии с выбором учащихся).
Данную модель целесообразно использовать в случае невозможности сформировать класс для изучения на повышенном уровне учебных предметов одного направления.
При реализации данной модели учащиеся в составе класса изучают содержание учебных предметов на базовом уровне в объеме учебных часов, установленных Типовым учебным планом средней школы, а в составе группы – изучают учебные предметы, выбранные для изучения на повышенном уровне, в целях углубления в их содержание.
Условия, при которых возможна организация образовательного процесса с изучением учебных предметов на повышенном уровне соответствующего направления в средней школе:
готовность и заинтересованность участников образовательного процесса в организации образовательного процесса на III ступени общего среднего образования с учетом индивидуальных потребностей, способностей и запросов учащихся;
наличие высококвалифицированных кадров (учитель-методист, учитель высшей или первой квалификационной категории);
наличие материально-технической базы, позволяющей в полном объеме реализовать содержание учебной программы соответствующего учебного предмета, изучаемого на повышенном уровне;
желание учащихся и их законных представителей на оказание данной образовательной услуги;
обеспечение внедрения данной инновации при соблюдении санитарных норм, правил и гигиенических нормативов.
Научно-методическое обеспечение:
учебно-программная документация образовательной программы среднего образования (учебный план, учебные программы по учебным предметам, учебные программы факультативных занятий, в том числе для обобщения и систематизации знаний по учебным предметам);
учебные издания;
учебно-методические комплексы для проведения факультативных занятий;
учебно-методическая документация (календарно-тематическое планирование и (или) примерное тематическое планирование учебного материала по учебным предметам, изучаемым на повышенном уровне).
Учредитель учреждений образования определяет:
средние школы, в которых образовательный процесс с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне будет организован в X классах. При этом для каждой средней школы определяются направления для изучения на повышенном уровне соответствующих учебных предметов. Обращаем внимание, что не рекомендуется формировать классы для изучения отдельных учебных предметов на повышенном уровне одного направления в близко расположенных учреждениях общего среднего образования (гимназия, гимназия-интернат, лицей, средняя школа);
средние школы, в которых изучение учебных предметов в X классе будет организовано на базовом уровне.
При определении классов (групп) с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне следует руководствоваться востребованностью определенных профессий на рынке труда.
Обращаем внимание, что из 63 818 выпускников учреждений общего среднего образования 2012 г. в централизованном тестировании по учебным предметам в 2012 г. приняли участие 53 067 человек (83,2%). Следует отметить, что 10 751 выпускник (16,8%) не принимал участия в централизованном тестировании.
 
Учебный предмет
Кол-во выпускников
учреждений общего среднего образования 2012 г.
Процент  выпускников учреждений общего среднего образования, сдававших  ЦТ по соответствующему учебному предмету
(от общего кол-ва выпускников)
1
Русский язык
35203
55,2
2
Белорусский язык
178648
28,0
3
Физика
15618
24,5
4
Математика
34678
54,3
5
Химия
8819
13,8
6
Биология
13609
21,3
7
Английский язык
10528
16,5
8
Немецкий язык
1377
2,2
9
Испанский язык
97
0,2
10
Французский язык
439
0,7
11
История Беларуси
8506
13,3
12
Обществоведение
4109
6,4
13
География
1171
1,8
14
Всемирная история новейшего времени
743
1,2
 
Рекомендуем директору средней школы определить направления (направление) для организации изучения соответствующих учебных предметов на повышенном уровне учащимися X классов с учетом направления дифференциации (физико-математическое, химико-биологическое, филологическое, обществоведческое). Формирование контингента учащихся осуществлять на условиях и в порядке, предлагаемых в настоящих методических рекомендациях.
Учет освоения содержания учебного предмета, изучаемого на повышенном уровне, результатов учебной деятельности учащихся
На страницах классного журнала, отведенных на учебный предмет, изучаемый на повышенном уровне, ведется учет хода образовательного процесса (в соответствии с расписанием учебных занятий, утвержденных директором средней школы), результатов учебной деятельности учащихся, которые оцениваются отметками в баллах.
В случае организации образовательного процесса с изучением содержания соответствующего учебного предмета на повышенном уровне
в группе учет хода образовательного процесса (в соответствии с расписанием учебных занятий, утвержденных директором средней школы), результаты учебной деятельности учащихся и иные сведения фиксируются на дополнительно выделенных страницах классного журнала.
Информируем, что возможно проведение дополнительно по желанию учащихся и их законных представителей факультативных занятий как по учебным предметам, изучаемым на повышенном уровне, так и по иным учебным предметам (до максимальной допустимой учебной нагрузки на одного учащегося – 34 учебных часа в неделю).

Министр                                                                         С.А.Маскевич

поделиться в: