В каждом возрасте есть свои особенности, которые влияют на поведение и мировоззрение людей. Подростковый возраст считается одним из кризисных периодов в становлении человека. Кризис подросткового возраста выражается в переходе из детства во взрослость и сопровождается значительными изменениями на биологическом, социальном и психологическом уровнях. Развитие в этот период идет быстро. Подростки отличаются эмоциональной нестабильностью, что может проявляться в сменах настроения: приступах плаксивости, периодов хандры, тоски, тревоги, которых затем могут сменяться эйфорией, приподнятым настроением, повышением двигательной активности. На психологическом уровне основные изменения подросткового возраста – это формирование самосознания, внутреннего ощущения себя индивидуальностью, формирование чувства взрослости, то есть возникновение представления о себе как "не о ребенке" (подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими), кардинальная смена интересов. Л.С.Выготский перечислил несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков, которые он назвал доминантами. Это интерес подростка к собственной личности; установка подростка на обширные, большие масштабы; тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протесте и других негативных проявлениях; стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму.
По Р. Хевигхерсту, основными задачами подросткового возраста являются: формирование системы ценностей и жизненной философии, построение новых отношений в семье на основе эмоциональной независимости и автономии при сохранении материальной и психологической поддержки, построение нового телесного образа «Я», формирование полоролевой идентичности в связи с половым созреванием и физическими изменениями, самоопределение в области образования и профессии, развитие навыков межличностного общения, вхождения в группу сверстников, развитие абстрактного мышления, подготовка к семейной жизни.
Даже незначительные трудности могут восприниматься подростком как непреодолимые, приносящие невыносимую боль. А такие проблемы как неблагополучная атмосфера в семье, разрыв отношений с «первой любовью», неудовлетворительная успеваемость в школе, школьный буллинг и проблемы в общении со сверстниками вызывают у них сильнейшую негативную эмоциональную реакцию, формируя депрессию и нередко подталкивая к акту отчаяния – попыткам самоубийства.
Для современных подростков характерна дисгармония психической деятельности, чаще всего сопровождающаяся ранним интеллектуальным развитием, высоким давление со стороны социума и запоздалым наступлением психологической зрелости, неуверенностью в себе. Высокая распространенность зависимости от психоактивных веществ, алкоголя, наркотиков в подростковой среде также создают неблагоприятную почву, и обуславливает своеобразие проявлений депрессивных симптомов.
Таким образом, к особенностям возраста, формирующим уязвимость подростка, относятся: не сформированность навыка проговаривания и обсуждения проблем; недостаток мотивации и навыков в разрешении конфликтных ситуаций в сфере межличностных отношений; низкая стрессоустойчивость в ситуациях социальной неопределѐнности; протест против общепринятых норм поведения; максимализм; склонность к подражанию, отождествлению, имитации.
Суицидальное поведение подростков может иметь различный психологический смысл и выступать как:
a) способ избежать трудностей, справиться с безвыходной с точки зрения ребенка ситуацией, являться «актом отчаяния»;
б) «акт мести кому-то, кто потом обо всем пожалеет»;
в) способ получить внимание и помощь близких, удовлетворить некоторые потребности, о которых по каким-то причинам нельзя говорить, то есть быть специфическим способом коммуникации;
г) ) акт протеста против чего-то или кого-то.
Переживания подростка могут недооцениваться с высоты опыта взрослых, расцениваться как несерьезные, «детские». Для ребенка же значимость этих переживаний может быть очень высока, они зачастую приравниваются к «концу света». Подростки часто неспособны адекватно оценить последствия самоповреждающего поведения, из-за этого несуицидальное самоповреждение у подростков часто приводит к смерти и выглядит как суицид. Любой аутоагрессивный поступок в этом возрасте может стать опасным для жизни и здоровья из-за недоучета его потенциальной летальности. Суицидальное поведение у подростков часто сочетается с некоторыми видами отклоняющегося поведения – прогулами занятий, употреблением алкоголя или наркотиков, побегами из дома, правонарушениями. Подросткам часто свойственны повышенная восприимчивость, внушаемость, импульсивность в принятии решений, что часто приводит к некритичному копированию поведения, модного в субкультурах, в интернете, среди кумиров. Тема смерти, суицида часто романтизируется и идеализируется в подростковой культуре. Наиболее частый механизм суицидального поведения в подростковом возрасте – аффективный.