Единой теории, объясняющей причины суицидального поведения, не существует. Суицидальные переживания могут появиться у человека любого возраста, пола, положения в обществе.
Этапы формирования суицидального поведения:
По мнению ведущих специалистов, суицидальное поведение – это процесс, который чаще всего протекает в несколько этапов: 1) Под влиянием острых или длительных психотравмирующих ситуаций, у человека возникают антивитальные переживания («жизнь бессмысленна», «ничего хорошего уже не будет», «я никому не нужен», «не живешь, а существуешь» и т.п.).
2) Затем могут формироваться пассивные суицидальные мысли («хорошо бы, если бы сбила машина», «если бы уснуть и не проснуться»).
3) На следующем этапе начинают формироваться активные суицидальные мысли: человек интересуется способами самоубийства, обдумывает более подходящий для себя, принимает решение о совершении суицида.
4) Далее происходит более детальная разработка плана – выбирается место, время, конкретный способ, могут предприниматься действия, чтобы попытке никто не помешал.
5) Далее может следовать непосредственная суицидальная попытка, которая в случае «неудачи» может быть неоднократной.
6) Завершенный суицид.
По времени весь суицидальный процесс может составлять от нескольких месяцев до нескольких минут. Непосредственному акту самоубийства предшествует период, называемый специалистами «предсуицид», и включающий две фазы.
Первая не сопровождается суицидальным поведением. Подросток активно ищет «точки опоры», стремится найти выход из мучительной ситуации, ищет поддержки окружающих. Постепенно, исчерпывая различные варианты, он убеждается в безвыходности и неразрешимости своей проблемы. Остро ощущается невыносимость существования, одиночество, безысходность. На этом этапе работа с психологом дают наиболее высокие результаты.
Вторая фаза включает в себя собственно весь суицидальный процесс от мыслей до попытки самоубийства. По мнению специалистов, на этом этапе усилия психолога и педагогов по предотвращению суицида, как правило, малоэффективны. Требуется вмешательство врача-психиатра и подключение медикаментозной терапии.
Суицидальные мысли представляют собой нередкие переживания, встречающиеся у большинства подростков. К счастью, подавляющее большинство из них никогда не переходят к суицидальному поведению. Какие же факторы повышают степень суицидального риска? На что необходимо направить усилия специалистов, чтобы помочь подростку и предотвратить самоубийство? Следует понимать, что чем больше факторов риска присутствует в ситуации одного человека, тем больше вероятность появления у него суицидального поведения. С другой стороны, отсутствие факторов риска не означает, что подросток не сможет покончить с жизнью.
Личностные факторы риска:
- Наличие суицидальных попыток в личной истории в прошлом. Чем больше было попыток, тем выше риск. Чем серьезнее были попытки, тем выше риск. Чем менее открыто и демонстративно было суицидальное поведение в прошлом, тем выше риск;
- Импульсивность, эмоциональная нестабильность, неумение преодолевать проблемы и трудности, отсутствие гибкости мышления;
- Восприятие суицида как единственного способа избавления от физических и душевных страданий, безнадежность;
- Коммуникативные трудности или низкий уровень развития коммуникативных навыков, отсутствие или ограниченное количество социальных контактов, обеспечивающих поддержку;
- Психическое заболевание, например, депрессия, биполярное расстройство, шизофрения, пограничное расстройство личности др.
- Злоупотребление психоактивными веществами (алкоголь и наркотики);
- Асоциальное поведение;
-Несуицидальные самоповреждения, чаще всего порезы, ожоги, царапины;
- Повышенные требования к себе, перфекционизм;
- Пониженная самооценка, чувство своей несостоятельности, неспособности оправдать чьи-то ожидания, которые могут скрываться за маской надменности, отвержения норм и правил, провоцирующего поведения;
- Перенапряжение, усталость;
- Чувство беспомощности и отчаяния перед жизнью и будущим, безнадежность;
- Высокий уровень импульсивности, низкая толерантность к фрустрации;
- Трудности идентичности, связанные с сексуальной ориентацией и/или половой принадлежностью;
- Опыт переживания физического, в том числе сексуального, насилия в прошлом;
- Опыт переживания жестокого обращения и психологического насилия в прошлом.
Семейные факторы риска:
- Психические заболевания в семье;
- Завершенные самоубийства или суицидальные попытки в семье;
- Алкоголизация, наркомания или другие виды антисоциального поведения родителей;
- Конфликтная обстановка в семье;
- Социальное неблагополучие в семье, низкий образовательный уровень и, как следствие, недостаточная интеграция ребенка в социум;
- Жестокое обращение и насилие в семье;
- Жесткое следование семьей установленным нормам;
- Семья с высоким уровнем требований и перфекционизмом, высокий запрос родителей по отношению к учебе и поведению;
- Недостаток внимания, заботы и поддержки в семье, недооценка эмоционального неблагополучия ребенка;
- Семейная установка на сокрытие неблагоприятных факторов («не выносить сор из избы»), в том числе психического неблагополучия.
Социальные факторы риска:
- Потеря или отсутствие социальной сети поддержки, социальное одиночество, отгороженность;
- Потеря близких людей;
- Проблемы с друзьями или в романтических отношениях;
- Отвержение или травля со стороны сверстников;
-Утрата близких людей;
- Наличие в истории жизни травматических ситуаций.
- Утрата социального статуса (неудачная сдача экзаменов, невозможность поступить в желаемую школу/ВУЗ и т.п.)
Факторы риска специфичные для школьной среды:
- Преследование, травля (буллинг, кибербуллинг);
- Чувство отвергнутости, одиночества, навешивание ярлыков в связи с отличиями (физическими, по половой идентичности, по национальному признаку);
- Высокие учебные требования;
- Навешивание ярлыков на ученика после суицидальной попытки. Непонимание, тревога, отвержение у педагогов на фоне суицидального поведения подростка. Замалчивание ситуации педагогами и школьниками, вызванное страхом снова спровоцировать суицидальное поведение.
О возможном самоубийстве может свидетельствовать сочетание ряда признаков:
1. Наличие суицидальных мыслей, погруженность в размышления о смерти, отсутствие планов на будущее.
2. Полная потеря аппетита и интересов. Ощущение безнадёжного отчаяния, постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти, неспособность выразить свои мысли и чувства — всё это прямые признаки тяжелой депрессии.
3. Приведение своих дел в порядок — раздача ценных вещей, упаковывание. Человек мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить всё в порядок. Делает последние приготовления.
4. Напротив, необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду.
5. Прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни.
6. Внешняя удовлетворенность, прилив энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить, появляется избыток энергии. Человек внешне расслабляется, и может показаться, что он отказался от мысли о самоубийстве. Состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия.
7. Письменные (в письмах, записках, дневнике) и словесные указания или угрозы. Угроза самоубийства — даже если это сказано в шутливом тоне или с целью привлечь внимание, к этому следует отнестись серьезно. Особенно это касается подросткового возраста: обычно подростки именно в разговоре высказывают свои мысли о самоубийстве.
8. Социальная изоляция, отгороженность от окружающих, уход от контактов, превращение в человека одиночку.
9. Появившаяся импульсивность и желание идти на неоправданный риск. Внезапные приступы гнева у подростков, зачастую возникающие из-за мелочей.
10. Потеря близкого человека, за которой следуют вышеперечисленные признаки. Потеря дома.
11. Бессонница (особенно в утренние часы) или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней.
12. Частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость).
13. Ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие.
14. Увеличение злоупотребления алкоголем или наркотиками.
15. Нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы
Защитные факторы:
Наличие факторов риска уравновешивается так называемыми защитными факторами. Чем больше защитных факторов присутствует в ситуации человека, тем ниже риск суицидального поведения. С другой стороны, наличие защитных факторов не означает, что человек не сможет покончить с жизнью. Среди защитных факторов выделяют:
Личностные факторы
- Хороший уровень развития социальных и коммуникативных навыков;
- Высокий уровень жизнестойкости и совладания со стрессом;
-Экстравертированность (в понимании поиска внешних советов и помощи при возникновении трудностей);
- Восприимчивость к опыту других людей с похожими проблемами, использование наработанных стратегий их решения;
- Стабильный высокий уровень самооценки, доверие к самому себе;
- Позитивные ценностные ориентации, такие как уважение, солидарность, сотрудничество, справедливость и дружба;
- Ощущение поддержки и любви со стороны окружающих.
Семейные защитные факторы: Семейная поддержка, характеризующаяся высокой сплоченностью и гибкостью семьи.
Социальные защитные факторы: Развитая сеть социальной поддержки:
- Хорошие отношения с учителями, сверстниками и значимыми людьми;
- Хорошая коммуникация с родными, учителями, сверстниками или особенным значимым человеком;
- Доверие, которое позволяет обсуждать сложные темы хотя бы с одним человеком (родственник, учитель, воспитатель, друг);
- Чувство, что тебя слышит, с уважением и чуткостью, без осуждения, как минимум один значимый человек;
- Друзья (один из самых эффективных защитных факторов в профилактике суицидального поведения).
Защитные факторы, специфичные для образовательной среды
- Доступность экстренной и кризисной поддержки, помощи;
- Информирование учащихся о том, как найти помощь среди взрослых, к кому и как обращаться, если это необходимо;
- Наличие алгоритма действий участников образовательного процесса для случаев суицидального поведения, который должен включать в себя стратегии профилактики, работы с текущим суицидальным поведением и работы с последствиями суицидального поведения;
- Профилактические психологические и педагогические программы, способствующие формированию нулевой толерантности к травле;
- Обучающие курсы для развития коммуникации между педагогами и подростками в ситуациях с возможным суицидальным риском;
- Информирование учеников о серьезности проблемы травли и личной и юридической ответственности за такое поведение;
- Разрешение проявлений горевания в случае, если в учреждении образования произошла смерть от суицида, отсутствие попыток скрыть произошедшее, помощь и психологическая поддержка участников;
- Создание сети внутриучрежденческой и внешне учрежденческой поддержки, выделение специалиста, или группы специалистов специально обученных по вопросам работы с суицидальным поведением, к которым может обратиться каждый в любой момент, если выявляется возможный суицидальный риск;
- Обучение персонала школы, педагогов дополнительного образования;
- Качественное межведомственное сотрудничество в организации профилактических мероприятий, оказании помощи и поддержки;
- Наличие информации для педагогов и учащихся, основанной на научных данных (методички, брошюры, литература, веб-ресурсы).