ПРИЗНАКИ ГОТОВЯЩЕГОСЯ СУИЦИДА

Единой теории, объясняющей причины суицидального поведения, не существует. Суицидальные переживания могут появиться у человека любого возраста, пола, положения в обществе.

Этапы формирования суицидального поведения:

По мнению ведущих специалистов, суицидальное поведение – это процесс, который чаще всего протекает в несколько этапов:  1) Под влиянием острых или длительных психотравмирующих ситуаций, у человека возникают антивитальные переживания («жизнь бессмысленна», «ничего хорошего уже не будет», «я никому не нужен», «не живешь, а существуешь» и т.п.).

 2) Затем могут формироваться пассивные суицидальные мысли («хорошо бы, если бы сбила машина», «если бы уснуть и не проснуться»).

 3) На следующем этапе начинают формироваться активные суицидальные мысли: человек интересуется способами самоубийства, обдумывает более подходящий для себя, принимает решение о совершении суицида.

4) Далее происходит более детальная разработка плана – выбирается место, время, конкретный способ, могут предприниматься действия, чтобы попытке никто не помешал.

 5) Далее может следовать непосредственная суицидальная попытка, которая в случае «неудачи» может быть неоднократной.

6)  Завершенный суицид.

По времени весь суицидальный процесс может составлять от нескольких месяцев до нескольких минут. Непосредственному акту самоубийства предшествует период, называемый специалистами «предсуицид», и включающий две фазы.

 Первая не сопровождается суицидальным поведением. Подросток активно ищет «точки опоры», стремится найти выход из мучительной ситуации, ищет поддержки окружающих. Постепенно, исчерпывая различные варианты, он убеждается в безвыходности и неразрешимости своей проблемы. Остро ощущается невыносимость существования, одиночество, безысходность. На этом этапе работа с психологом дают наиболее высокие результаты.

 Вторая фаза включает в себя собственно весь суицидальный процесс от мыслей до попытки самоубийства. По мнению специалистов, на этом этапе усилия психолога и педагогов по предотвращению суицида, как правило, малоэффективны. Требуется вмешательство врача-психиатра и подключение медикаментозной терапии.

 Суицидальные мысли представляют собой нередкие переживания, встречающиеся у большинства подростков. К счастью, подавляющее большинство из них никогда не переходят к суицидальному поведению. Какие же факторы повышают степень суицидального риска? На что необходимо направить усилия специалистов, чтобы помочь подростку и предотвратить самоубийство? Следует понимать, что чем больше факторов риска присутствует в ситуации одного человека, тем больше вероятность появления у него  суицидального поведения. С другой стороны, отсутствие факторов риска не означает, что подросток не сможет покончить с жизнью.

Личностные факторы риска:

- Наличие суицидальных попыток в личной истории в прошлом. Чем больше было попыток, тем выше риск. Чем серьезнее были попытки, тем выше риск. Чем менее открыто и демонстративно было суицидальное поведение в прошлом, тем выше риск;

- Импульсивность, эмоциональная нестабильность, неумение преодолевать проблемы и трудности, отсутствие гибкости мышления;

- Восприятие суицида как единственного способа избавления от физических и душевных страданий, безнадежность;

- Коммуникативные трудности или низкий уровень развития коммуникативных навыков, отсутствие или ограниченное количество социальных контактов, обеспечивающих поддержку;

- Психическое заболевание, например, депрессия, биполярное расстройство, шизофрения, пограничное расстройство личности др.

- Злоупотребление психоактивными веществами (алкоголь и наркотики);

- Асоциальное поведение;

-Несуицидальные самоповреждения, чаще всего порезы, ожоги, царапины;

- Повышенные требования к себе, перфекционизм;

- Пониженная самооценка, чувство своей несостоятельности, неспособности оправдать чьи-то ожидания, которые могут скрываться за маской надменности, отвержения норм и правил, провоцирующего поведения;

- Перенапряжение, усталость;

- Чувство беспомощности и отчаяния перед жизнью и будущим, безнадежность;

- Высокий уровень импульсивности, низкая толерантность к фрустрации;

- Трудности идентичности, связанные с сексуальной ориентацией и/или половой принадлежностью;

- Опыт переживания физического, в том числе сексуального, насилия в прошлом;

- Опыт переживания жестокого обращения и психологического насилия в прошлом.

Семейные факторы риска:

- Психические заболевания в семье;

- Завершенные самоубийства или суицидальные попытки в семье;

- Алкоголизация, наркомания или другие виды антисоциального поведения родителей;

- Конфликтная обстановка в семье;

- Социальное неблагополучие в семье, низкий образовательный уровень и, как следствие, недостаточная интеграция ребенка в социум;

- Жестокое обращение и насилие в семье;

-  Жесткое следование семьей установленным нормам;

- Семья с высоким уровнем требований и перфекционизмом, высокий запрос родителей по отношению к учебе и поведению;

- Недостаток внимания, заботы и поддержки в семье, недооценка эмоционального неблагополучия ребенка;

- Семейная установка на сокрытие неблагоприятных факторов («не выносить сор из избы»), в том числе психического неблагополучия.

Социальные факторы риска:

- Потеря или отсутствие социальной сети поддержки, социальное одиночество, отгороженность;

- Потеря близких людей;

- Проблемы с друзьями или в романтических отношениях;

- Отвержение или травля со стороны сверстников;

-Утрата близких людей;

- Наличие в истории жизни травматических ситуаций.

- Утрата социального статуса (неудачная сдача экзаменов, невозможность поступить в желаемую школу/ВУЗ и т.п.)

 Факторы риска специфичные для школьной среды:

- Преследование, травля (буллинг, кибербуллинг);

- Чувство отвергнутости, одиночества, навешивание ярлыков в связи с отличиями (физическими, по половой идентичности, по национальному признаку);

- Высокие учебные требования;

-  Навешивание ярлыков на  ученика после суицидальной попытки. Непонимание, тревога, отвержение у педагогов на фоне суицидального поведения подростка. Замалчивание ситуации педагогами и школьниками, вызванное страхом снова спровоцировать суицидальное поведение.

О возможном самоубийстве может свидетельствовать сочетание ряда признаков:

 1. Наличие суицидальных мыслей, погруженность в размышления о смерти, отсутствие планов на будущее.

 2. Полная потеря аппетита и интересов. Ощущение безнадёжного отчаяния, постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти, неспособность выразить свои мысли и чувства — всё это прямые признаки тяжелой депрессии.

3. Приведение своих дел в порядок — раздача ценных вещей, упаковывание. Человек мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить всё в порядок. Делает последние приготовления.

4. Напротив, необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду.

 5. Прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни.

 6. Внешняя удовлетворенность, прилив энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить, появляется избыток энергии. Человек внешне расслабляется, и может показаться, что он отказался от мысли о самоубийстве. Состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия.

7. Письменные (в письмах, записках, дневнике) и словесные указания или угрозы. Угроза самоубийства — даже если это сказано в шутливом тоне или с целью привлечь внимание, к этому следует отнестись серьезно. Особенно это касается подросткового возраста: обычно подростки именно в разговоре высказывают свои мысли о самоубийстве.

8. Социальная изоляция, отгороженность от окружающих, уход от контактов, превращение в человека одиночку.

 9. Появившаяся импульсивность и желание идти на неоправданный риск. Внезапные приступы гнева у подростков, зачастую возникающие из-за мелочей.

10. Потеря близкого человека, за которой следуют вышеперечисленные признаки. Потеря дома.

11. Бессонница (особенно в утренние часы) или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней.

12. Частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость).

13. Ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие.

14. Увеличение злоупотребления алкоголем или наркотиками.

15. Нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы

Защитные факторы:

Наличие факторов риска уравновешивается так называемыми защитными факторами. Чем больше защитных факторов присутствует в ситуации человека, тем ниже риск суицидального поведения. С другой стороны, наличие защитных факторов не означает, что человек не сможет покончить с жизнью. Среди защитных факторов выделяют:

 Личностные факторы

- Хороший уровень развития социальных и коммуникативных навыков;

- Высокий уровень жизнестойкости и совладания со стрессом;

-Экстравертированность (в понимании поиска внешних советов и помощи при возникновении трудностей);

- Восприимчивость к опыту других людей с похожими проблемами, использование наработанных стратегий их решения;

- Стабильный высокий уровень самооценки, доверие к самому себе;

- Позитивные ценностные ориентации, такие как уважение, солидарность, сотрудничество, справедливость и дружба;

- Ощущение поддержки и любви со стороны окружающих.

Семейные защитные факторы: Семейная поддержка, характеризующаяся высокой сплоченностью и гибкостью семьи.

Социальные защитные факторы: Развитая сеть социальной поддержки:

- Хорошие отношения с учителями, сверстниками и значимыми людьми;

- Хорошая коммуникация с родными, учителями, сверстниками или особенным значимым человеком;

- Доверие, которое позволяет обсуждать сложные темы хотя бы с одним человеком (родственник, учитель, воспитатель, друг);

- Чувство, что тебя слышит, с уважением и чуткостью, без осуждения, как минимум один значимый человек;

- Друзья (один из самых эффективных защитных факторов в профилактике суицидального поведения).

 Защитные факторы, специфичные для образовательной среды

- Доступность экстренной и кризисной поддержки, помощи;

- Информирование учащихся о том, как найти помощь среди взрослых, к кому и как обращаться, если это необходимо;

- Наличие  алгоритма  действий участников образовательного процесса для случаев суицидального поведения, который должен включать в себя стратегии профилактики, работы с текущим суицидальным поведением и работы с последствиями суицидального поведения;

- Профилактические психологические и педагогические программы, способствующие формированию нулевой толерантности к травле;

- Обучающие курсы для развития коммуникации между педагогами и подростками в ситуациях с возможным суицидальным риском;

- Информирование учеников о серьезности проблемы травли и личной и юридической ответственности за такое поведение;

- Разрешение проявлений горевания в случае, если в  учреждении образования произошла смерть от суицида, отсутствие попыток скрыть произошедшее, помощь и психологическая поддержка участников;

- Создание сети внутриучрежденческой и внешне учрежденческой поддержки, выделение специалиста,  или группы  специалистов специально обученных по вопросам  работы с суицидальным поведением, к которым может обратиться каждый в любой момент, если выявляется возможный суицидальный риск;

- Обучение  персонала школы, педагогов дополнительного образования;

- Качественное межведомственное  сотрудничество в  организации профилактических мероприятий, оказании помощи и поддержки;

- Наличие информации для педагогов и учащихся, основанной на научных данных (методички, брошюры, литература, веб-ресурсы).

поделиться в: