Методы
В работе с подростками отклоняющегося поведения мы применяем разнообразные методы (вовлечение в деятельность, стимулирование, увлечение, доверие, сотрудничество и т.д.), но ниболее эффективными считаем следующие:
Метод переубеждения (предоставление воспиатнникам убедительных аргументов, включение их в критичекий анализ своих поступков);
Метод переключения (занятие подростка трудом, учебой. Спортом. Новой общественной деятельностью).
Формы
Групповая работа, тренинг поведения, личностный тренинг, дискуссии, мозговые штурмы, беседы встречи, лекции, ролевые игры
Психогимнастика, просмотр и обсуждение видеофильмов, индивидуальные консультации, тесты, экскурсии, экспедиции, конкурсы, праздники, родительские лектории, военно-спортивные мероприятия
В последнее время для Беларуси злоупотребление несовершеннолетними психоактивными веществами, а так же безнадзорность и правонарушения в подростковой среде превратились в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку.
Подростковый возраст характеризуется бурными процессами физического развития, полового созревания и формирования личности. Подросток начинает осознавать себя личностью, сравнивает себя с окружающими, сверстниками, что стимулирует его к самовоспитанию. В это время формируется, даже может измениться его характер. Подросткам нравятся острые ощущения, они любопытны, не могут прогнозировать, стремятся к независимости. Все это относится к подростковому возрасту вообще. Но есть определенная категория подростков, у которых перечисленные качества проявляются резче, что приводит их к противостоянию с окружающими, к конфликтам с ними даже к противоправным действиям.
Они не любят трудиться, не способны к волевым усилиям, систематическим занятиям, часто нарушают дисциплину, конфликтуют с учителями, со сверстниками, с родителями, бросают школу, курят, пьют, бродяжничают, употребляют наркотики, нарушают законы, считают себя неудачниками. Эта группа несовершеннолетних, выделенная на основании определенного набора социально-демографических, личностных и психологических признаков, характеризуется большой склонностью к злоупотреблению ПАВ, безнадзорным образом жизни, совершением правонарушений.
Причины порождающие различные формы отклонений:
- Социально-педагогическая запущенность, когда подросток ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, умений, навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием, сформированностью у него негативных стереотипов поведения;
- Глубокий психический дискомфорт, вызванный неблагополучием семейных взаимоотношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, не сложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе, неправильным (несправедливым, грубым, жестоким) отношением к нему со стороны родителей, учителей, товарищей и т.д.;
- Отклонения в психическом и физическом состоянии здоровья, возрастные кризисы, акцентуации характера и другие отклонения психоневрологического и физиологического свойства;
- Отсутствие условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности; занятости полезными видами деятельности; позитивных и значимых социальных и личных, жизненных целей и планов;
- Безнадзорность, отрицательное влияние окружающей среды и развивающаяся на этой основе социально-психологическая дезадаптация, смещение социальных и личных ценностей с позитивных на негативные
Отдел по образованию администрации Октябрьского района г.Могилева
Государственное учреждение образования
"Средняя школа № 5 г.Могилева"