Конфликт. Что следует помнить педагогу

  • Конструктивное решение конфликтных ситуаций — необходимый элемент профессиональной педагогической подготовки учителя.
  • Всякие негуманные действия учителя вызывают противодействие.
  • Если ученик бросил вызов учителю, значит, у него есть на это причина.
  • Каждая конфликтная ситуация - острый сигнал о неблагополучии в развитии ребенка или целого коллектива.
  • Разумнее провести глубокое размышление при первых симптомах неблагополучия, чем начать это после серьезных проявлений конфликта.
  • Положительные находки в работе зачастую забываются, промахи же помнятся долго, иногда всю жизнь.

Конфликт легче предотвратить, чем разрешить!

Целесообразно соблюдать следующие правила педагогического общения.

  1. Не следует за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.
  2. Необходимо тщательно готовиться к уроку, чтобы не допустить даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.
  3. Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия.
  4. Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.
  5. Хорошо организованная совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет.
  6. Предупредительность и корректность поведения учителя снижает напряжение в общении.

Профилактика конфликтов в ученическом коллективе.

Можно значительно уменьшить количество конфликтов в ученическом коллективе, если заниматься формированием межличностных отношений в классе, организацией общения детей.

Для этого педагогам необходимо:

  • изучать и постоянно осуществлять контроль за формированием коллектива, выявлять лидеров, в том числе и негативных, постараться переориентировать их негативную направленность на позитивную;
  • определить детей с низким статусом, обычно это слабые или просто «другие» дети, попытаться изменить их статус посредством создания для них «ситуации успеха»;
  • организовать интересную, интенсивную деятельность, обеспечивающую занятость детей, эмоционально насыщенные формы взаимодействия;
  • формировать нормы и традиции коллектива, в основе которых – забота, внимание друг к другу;
  • организовать проведение игрового тренинга общения, способствующего формированию взаимопонимания, выработке принципов общения в детском коллективе, коррекции взаимоотношений между детьми.
поделиться в: