- Конструктивное решение конфликтных ситуаций — необходимый элемент профессиональной педагогической подготовки учителя.
- Всякие негуманные действия учителя вызывают противодействие.
- Если ученик бросил вызов учителю, значит, у него есть на это причина.
- Каждая конфликтная ситуация - острый сигнал о неблагополучии в развитии ребенка или целого коллектива.
- Разумнее провести глубокое размышление при первых симптомах неблагополучия, чем начать это после серьезных проявлений конфликта.
- Положительные находки в работе зачастую забываются, промахи же помнятся долго, иногда всю жизнь.
Конфликт легче предотвратить, чем разрешить!
Целесообразно соблюдать следующие правила педагогического общения.
- Не следует за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.
- Необходимо тщательно готовиться к уроку, чтобы не допустить даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.
- Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия.
- Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.
- Хорошо организованная совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет.
- Предупредительность и корректность поведения учителя снижает напряжение в общении.
Профилактика конфликтов в ученическом коллективе.
Можно значительно уменьшить количество конфликтов в ученическом коллективе, если заниматься формированием межличностных отношений в классе, организацией общения детей.
Для этого педагогам необходимо:
- изучать и постоянно осуществлять контроль за формированием коллектива, выявлять лидеров, в том числе и негативных, постараться переориентировать их негативную направленность на позитивную;
- определить детей с низким статусом, обычно это слабые или просто «другие» дети, попытаться изменить их статус посредством создания для них «ситуации успеха»;
- организовать интересную, интенсивную деятельность, обеспечивающую занятость детей, эмоционально насыщенные формы взаимодействия;
- формировать нормы и традиции коллектива, в основе которых – забота, внимание друг к другу;
- организовать проведение игрового тренинга общения, способствующего формированию взаимопонимания, выработке принципов общения в детском коллективе, коррекции взаимоотношений между детьми.