В рамках республиканской акции «Дом без насилия»

«Буллинг. Различия буллинга и конфликта»

Буллинг (травля) — это регулярно повторяющееся умышленное агрессивное поведение в отношении человека, который не может себя защитить. Казалось бы, всё понятно. Но на деле буллинг легко перепутать с конфликтом, ссорой, шуткой и даже игрой.

Над шуткой смеются все, и она никого не задевает.

В ситуации конфликта участники равны и вместе отвечают за происходящее.

 

                  БУЛЛИНГ МОЖНО УЗНАТЬ ПО ТАКИМ ПРИЗНАКАМ:

Есть насилие  Например, насмешки и обидные клички, толчки и подножки,

                                  сплетни и угрозы, игнорирование и порча вещей.

Регулярно                Если один ученик обозвал другого – это насилие, но ещё не   

повторяется          буллинг. Но если это происходит постоянно, значит, в классе

                                 появилась травля.

Делается                 Обидчик специально причиняет жертве боль, получает от этого намеренно             удовольствие и не хочет прекращать такое поведение.

 

Обидчик                 Он не всегда сильнее физически, у него может быть просто «сильнее»             больше друзей или авторитета в классе.

 

                         

              Буллинг

               Конфликт

ДИСБАЛАНС ВЛАСТИ

 

РАВЕНСТВО СИЛ

 

ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НАМЕРЕННО

 

ВОЗНИКАЕТ СПОНТАННО

 

ПОСТРАДАВШИЙ НЕ ВИНОВАТ

 

ОТВЕТСТВЕННЫ ОБЕ СТОРОНЫ

 

ПОВТОРЯЕТСЯ

 

ДЛИТСЯ НЕДОЛГО

 

ПОСТРАДАТЬ МОЖЕТ ЛЮБОЙ

 

ЕСТЬ ОСНОВАНИЯ, ПРИЧИНЫ

 

МОЖНО ТОЛЬКО ПРЕКРАТИТЬ

 

МОЖНО РАЗРЕШИТЬ

 

 

Насилие в УО

- спланированные или спонтанные агрессивные действия, происходящие на его территории или в его помещениях во время занятий, перемен, по пути в него и обратно, а также на мероприятиях, проводимых образовательной организацией в другом месте.

 

Буллинг

- регулярно повторяющееся насилие по отношению к человеку, который не может себя защитить.

 

 

Жертва

  • ребенок неуверенный в себе, с чувственным, тревожным характером;
  • у него много подозрительности, обидчивости, он склонен к плаксивости, озлобленности;
  • в отношении себя самокритичен, нападки и обиды считает заслуженными;
  • низкий уровень самооценки и самоуважения не позволяет достойно ответить агрессорам.

В группе риска находятся дети:

  • импульсивные, неуклюжие;
  • часто с внешними особенности, например, большое родимое пятно или хроническое патологии;
  • могут быть психологически незрелые для своего возраста, иметь плохую успеваемость;

в среднем звене значение приобретают материальные возможности семьи.

 

Буллер (агрессор)

 

  • агрессивно настроен ко всем;
  • самоутверждается за счет насилия, легко нарушает правила, действует быстро, потому что не раздумывают;
  • раздражительные и неуравновешенные.

Основные черты агрессоров:

  • любят быть в центре внимания;
  • физически сильные (но не всегда);
  • хотят быть лидером в классе, компании;
  • имеют высокий уровень притязаний;
  • имеют слабый самоконтроль;
  • не признают компромиссов;
  • не умеют жалеть и сочувствовать;
  • Все проблемы привыкли решать
  • с помощью насилия, другого выхода они не видят.

 

Наблюдатели

Это самая большая группа участников буллинга.

Почти все они испытывают жалость к жертве, но только половина из них хотели помочь, так как сами боялись стать жертвой агрессивного поведения. Некоторые подчиняются законам толпы, делают «как все», кто-то хочет заслужить поощрение лидера класса.

Характерные особенности этой категории:

  • не самостоятельные, легко поддаются внешнему влиянию;
  • не умеют ставить себя на место другого, не задумываются о последствиях;
  • родители требовательны, склонны к физическим наказаниям;
  • озлоблены;
  • не уверены в себе;
  • имеют трусливый характер.

 

Последствия буллинга

Свидетели (наблюдатели) насилия испытывают ощущение беспомощности и чувство вины из-за своего бездействия или неспособности остановить происходящее. У них притупляется чувство сострадания и формируется толерантность к агрессии.

У обидчиков насилие и доминирование становятся единственно возможным способом коммуникации, что приводит к развитию асоциальных, деструктивных черт личности.

Снижается эффективность всей группы.

У пострадавших:

  • академическая неуспеваемость, невозможность сосредоточиться из-за постоянного стресса;
  • частые прогулы из-за страха и нежелания идти в школу;
  • психологический вред: снижение самооценки, развитие комплексы вины, формирование искаженного образа себя, повышение уровня тревоги, в том числе развитие депрессивных состояний;
  • психосоматические заболевания: головные боли, нарушения сна и аппетита, боли в животе;

социальные проблемы: трудности с общением и установлением контактов, социофобия, одиночество, социальная изоляция.

поделиться в: