«Буллинг. Различия буллинга и конфликта»
Буллинг (травля) — это регулярно повторяющееся умышленное агрессивное поведение в отношении человека, который не может себя защитить. Казалось бы, всё понятно. Но на деле буллинг легко перепутать с конфликтом, ссорой, шуткой и даже игрой.
Над шуткой смеются все, и она никого не задевает.
В ситуации конфликта участники равны и вместе отвечают за происходящее.
БУЛЛИНГ МОЖНО УЗНАТЬ ПО ТАКИМ ПРИЗНАКАМ:
Есть насилие Например, насмешки и обидные клички, толчки и подножки,
сплетни и угрозы, игнорирование и порча вещей.
Регулярно Если один ученик обозвал другого – это насилие, но ещё не
повторяется буллинг. Но если это происходит постоянно, значит, в классе
появилась травля.
Делается Обидчик специально причиняет жертве боль, получает от этого намеренно удовольствие и не хочет прекращать такое поведение.
Обидчик Он не всегда сильнее физически, у него может быть просто «сильнее» больше друзей или авторитета в классе.
Буллинг |
Конфликт |
ДИСБАЛАНС ВЛАСТИ
|
РАВЕНСТВО СИЛ
|
ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НАМЕРЕННО
|
ВОЗНИКАЕТ СПОНТАННО
|
ПОСТРАДАВШИЙ НЕ ВИНОВАТ
|
ОТВЕТСТВЕННЫ ОБЕ СТОРОНЫ
|
ПОВТОРЯЕТСЯ
|
ДЛИТСЯ НЕДОЛГО
|
ПОСТРАДАТЬ МОЖЕТ ЛЮБОЙ
|
ЕСТЬ ОСНОВАНИЯ, ПРИЧИНЫ
|
МОЖНО ТОЛЬКО ПРЕКРАТИТЬ
|
МОЖНО РАЗРЕШИТЬ
|
Насилие в УО
- спланированные или спонтанные агрессивные действия, происходящие на его территории или в его помещениях во время занятий, перемен, по пути в него и обратно, а также на мероприятиях, проводимых образовательной организацией в другом месте.
Буллинг
- регулярно повторяющееся насилие по отношению к человеку, который не может себя защитить.
Жертва
- ребенок неуверенный в себе, с чувственным, тревожным характером;
- у него много подозрительности, обидчивости, он склонен к плаксивости, озлобленности;
- в отношении себя самокритичен, нападки и обиды считает заслуженными;
- низкий уровень самооценки и самоуважения не позволяет достойно ответить агрессорам.
В группе риска находятся дети:
- импульсивные, неуклюжие;
- часто с внешними особенности, например, большое родимое пятно или хроническое патологии;
- могут быть психологически незрелые для своего возраста, иметь плохую успеваемость;
в среднем звене значение приобретают материальные возможности семьи.
Буллер (агрессор)
- агрессивно настроен ко всем;
- самоутверждается за счет насилия, легко нарушает правила, действует быстро, потому что не раздумывают;
- раздражительные и неуравновешенные.
Основные черты агрессоров:
- любят быть в центре внимания;
- физически сильные (но не всегда);
- хотят быть лидером в классе, компании;
- имеют высокий уровень притязаний;
- имеют слабый самоконтроль;
- не признают компромиссов;
- не умеют жалеть и сочувствовать;
- Все проблемы привыкли решать
- с помощью насилия, другого выхода они не видят.
Наблюдатели
Это самая большая группа участников буллинга.
Почти все они испытывают жалость к жертве, но только половина из них хотели помочь, так как сами боялись стать жертвой агрессивного поведения. Некоторые подчиняются законам толпы, делают «как все», кто-то хочет заслужить поощрение лидера класса.
Характерные особенности этой категории:
- не самостоятельные, легко поддаются внешнему влиянию;
- не умеют ставить себя на место другого, не задумываются о последствиях;
- родители требовательны, склонны к физическим наказаниям;
- озлоблены;
- не уверены в себе;
- имеют трусливый характер.
Последствия буллинга
Свидетели (наблюдатели) насилия испытывают ощущение беспомощности и чувство вины из-за своего бездействия или неспособности остановить происходящее. У них притупляется чувство сострадания и формируется толерантность к агрессии.
У обидчиков насилие и доминирование становятся единственно возможным способом коммуникации, что приводит к развитию асоциальных, деструктивных черт личности.
Снижается эффективность всей группы.
У пострадавших:
- академическая неуспеваемость, невозможность сосредоточиться из-за постоянного стресса;
- частые прогулы из-за страха и нежелания идти в школу;
- психологический вред: снижение самооценки, развитие комплексы вины, формирование искаженного образа себя, повышение уровня тревоги, в том числе развитие депрессивных состояний;
- психосоматические заболевания: головные боли, нарушения сна и аппетита, боли в животе;
социальные проблемы: трудности с общением и установлением контактов, социофобия, одиночество, социальная изоляция.