Педагоги могут использовать эффективные формы, методы, приемы работы с детьми и подростками, которые могут помочь в преодолении кризисного состояния.
Игротерапия
Основной формой работы с детьми, является использование разного вида игр. Это могут быть игры в образах, игры, основанные на литературных произведениях, на импровизированном диалоге, на сочетании пересказа и инсценировки и т. д. Использование образов в игре имеет ряд психологических преимуществ. Создаются наиболее благополучные условия для личностного роста учащегося, изменяется отношение к своему «Я», повышается уровень самопринятия. Этому способствуют ограничения переноса эмоциональных переживаний ребёнка, связанных с низкой самооценкой, неуверенностью в себе, беспокойством о себе, уменьшается напряжённость, купируется острота переживаний. Игра может быть использована как инструмент для изучения не только ребенка, но и подростка подростка ( замена одного действия другим, отсутствие внимания, оговорки, запинки и т. д.), а так же как свободное повторное воспроизведение травмирующей ситуации — «навязчивое поведение». Игра служит для раскрытия и коррекции искажений в развитии ребёнка. Игротерапия ценна тем, что позволяет увидеть, с чем в игре ассоциируется у подростка проблема, опыт прошлого, что мешает ему нормально жить. Для работы с детьми используется свободная игра и директивная (управляемая). В свободной игре предлагается детям разный игровой материал, тем самым провоцируя регрессивную, реалистическую и агрессивную виды игр. Регрессивная игра предполагает возврат к менее зрелым формам поведения (например, ребёнок превращается в совсем маленького, просит взять его на руки, сюсюкает, ползает, берёт соску и т. д.). Реалистическая игра зависит от объективной ситуации, в которой оказывается ребёнок, а не от потребностей и желаний ребёнка. Например, ребёнок хочет играть в то, что он видел и пережил дома: обыск, драку, насилие. А ему предлагают играть в то, что он видит в данном учреждении: представление и театральный спектакль, день рождения, праздник и т. д. Агрессивная игра — это игра в войну, наводнение, насилие, убийство. В своих играх дети могут постоянно возвращаться к пережитым стрессовым ситуациям и будут переживать их до тех пор, пока не привыкнут к тому, что они пережили. Постепенно переживания станут менее острыми и сильными, и дети смогут переносить свои переживания на другие объекты. Но для этого нужно научить детей способам нового поведения и другим переживаниям. Для организации таких игр можно использовать неструктурированный игровой материал: воду, песок, глину, разного вида пластилин. С таким игровым материалом ребёнок косвенно выражает свои желания, эмоции. Более эффективной оказывается игра проводимая в директивной форме. Эффективным является использование человеческих фигурок, символизирующих семью; машин, предметов и кукол, наборов игрушек и т. д. Например, фигурки семьи, машины, постельные принадлежности провоцируют желание заботиться о ком-то. Оружие — способствует выражению агрессии. Телефон, поезд, машинки — использованию коммуникативных действий. Организовывая игры с детьми, необходимо вести наблюдение за тем, что ребёнок игнорирует: какие игрушки, какого цвета и какой формы, а также фиксировать невозможность ребёнка играть с определённой игрушкой. Помимо применения игры с использованием игрушек, в работе с детьми могут быть использованы игры-развлечения; игры, упражнения (борьба, лазание, бег); а также сюжетные игры, основанные на подражании взрослым; процессуально-подражательные игры: подражание оркестру, машинам; традиционные народные игры, сюжетно-ролевые (семья, дом, театр и т. д.). Игры, помогают детям ощутить единение с другими детьми, укрепляют веру в себя. Используя игру можно научиться принимать самостоятельные решения и сочетать их с решениями группы, сотрудничать, договариваться с другими, уважать других, сочувствовать им. Применение разных видов игр является весьма эффективным, так как в игре происходит преодоление травмирующих переживаний. Это получается тогда, когда удалась интеграция осознания и переживания, через неё происходит снятие психического напряжения, формируется способность восприятия новых впечатлений и перенос фантазии детей на темы, не связанные с насилием, пережитой травмой, что может способствовать развитию уверенности в себе, утверждению собственного «Я», повышению самооценки, доверия взрослым, окружающим ребёнка.
Педагогом дополнительного образования данный метод может использоваться, как составная часть занятия. В каникулярное время при организации игровых площадок правильно подобранная и организованная игра – эффективная профилактиканеобщительности, замкнутости;агрессии к окружающим и животным;непослушания или чрезмерного послушания;проблем в отношениях с родителями, братьями и сестрами и др.;вредных привычек (например, грызть карандаш во время рисования);постоянных стрессов;проблем с успеваемостью; буллинг.
Арт-терапия
Любое творчество дает заряд энергии - пишешь ли ты, рисуешь или лепишь, ты освобождаешься от негатива, снимаешь напряжение, получаешь удовольствие от процесса.
Педагоги дополнительного образования работающие по программам художественного профиля давно используют в своей деятельности данный метод, порой не осознавая, что это лучшее коррекционное и профилактическое средство особенно для взрослеющего человека, пребывающего в кризисном состоянии.
Различают несколько видов арт-терапии: рисуночная, основанная на изобразительном искусстве, библиотерапия, драмтерапия и музыкальная терапия.
Можно использовать задания на определённую тему с определённым материалом: рисунки, лепка, аппликация, оригами и т. д. Можно предлагать детям задания на произвольную тему с самостоятельным выбором материала. Как вариант, возможно использование уже существующих произведений искусства (картины, скульптуры, иллюстрации, календари) для их анализа и интерпретации. Можно также использовать сочетание некоторых видов работ, например, предложить ребёнку репродукцию картины и попросить его скопировать её, не ограничивая его творчество. Можно порекомендовать совместное творчество взрослого и ребёнка (лепку, рисование, вязание, вышивание и т. п.), предоставив ребёнку большую самостоятельность в выполнении работы. Подросткам лучше давать готовые рисунки, чем предлагать им просто нарисовать что-то. Спонтанное рисование быстро уйдет из деятельности подростков и не будет давать эффект в работе. Можно использовать в работе с детьми следующие виды заданий и упражнений:
1) Предметно-тематический тип — рисование на свободную и заданные темы. Примером таких заданий являются рисунки «Моя семья», «Я в школе», «Мой новый дом», «Моё любимое занятие», «Я сейчас», «Я в будущем» и т. д.
2) Образно-символический тип — изображение ребёнком в виде образов таких категорий: «Добро», «Зло», «Счастье», «Радость», «Гнев», «Страх» и т. д.
3) Упражнения на развитие образного восприятия: «Рисование по точкам», «Волшебные пятна», «Дорисуй рисунок». В их основе лежит принцип проекции.
4) Игры-упражнения с изобразительным материалом для детей младшего школьного возраста — экспериментирование с красками, бумагой, карандашами, пластилином, мелом и др. «Рисование пальцами рук и ног», «Разрушение-строительство», «Наложение цветовых пятен друг на друга» и т. д.
5) Задания на совместную деятельность — сочинение сказок, историй с помощью рисования. Используются приёмы последовательного поочередного рисования типа «Волшебные картинки» — один начинает, другой ребёнок продолжает и т. д.
Если педагог, при проведении занятий, понимает, что учащемуся необходима помощь педагога- психолога, детского психиатра нужно осуществить диспетчерскую функцию и связаться с родителями воспитанника, либо администрацией Центра. Если ребенок доверяет педагогу информацию о проблемах в детско-родительских отношениях, буллинге в классе, для предотвращения насилия в отношении несовершеннолетних, необходимо лично связаться с педагогом-психологом учреждения образования, где обучается воспитанник, которому необходима помощь или поддержка. При себе, педагогу дополнительного образования желательно иметь продукты детского творчества: фотографии, детские рисунки, сочиненные стихи, сказки, рассказы и др..
Музыкотерапия
Отдельным видом педагогической поддержки может быть специально организованная работа с использованием музыкальных произведений и инструментов. Можно использовать музыкальные произведения классической музыки (произведения Баха, Листа, Шопена, Рахманинова, Бетховена, Моцарта, Чайковского, Шуберта и некоторые виды духовной музыки). Предлагаемый вид работы направлен на организацию умения слушать музыку. Удлинение времени слушания музыки от 3–5 минут до 1–1,5 часов требует специально разработанного приёма организации детей. Продолжительность времени использования музыкального произведения позволяет детям слушать музыку, испытывать разного рода переживания, прислушиваться к своим чувствам, вызывать эмоциональное состояние внутреннего равновесия, радости, снятия напряжения. При этом музыку можно слушать, закрыв глаза, зажмурившись, главное — её слышать! Работая с детьми, которые проявляют тревожность, беспокойство, испытывают страхи, напряжение, можно добавить задание. Например, при предъявлении спокойной музыки, которая вызывает приятные ощущения, ребёнку дают инструкцию думать о предметах, которые вызывают у него страх, тревогу и т. д. Можно предложить детям ранжировать страшные ситуации от минимальных до самых сильных. Взрослый может показать личным примером, как надо слушать музыку. С этой целью необходимо сесть рядом с ребёнком, вместе слушать музыку, слушать музыку обнявшись. Перед слушанием музыки, можно спросить, что ребёнок хочет почувствовать, слушая музыку. Это могут быть радость, приятные ощущения, хорошее настроение, приятные воспоминания. Слушание классической и духовной музыки поможет подростку поупражняться в навыках социальной компетенции: умении считаться с чувствами других, не мешать другим, уважать чувства других детей, сопереживать вместе с другими под музыку. Использование музыкотерапии способствует созданию условий для самовыражения подростков и молодежи, умению реагировать на собственные эмоциональные состояния. Применяемый музыкальный цикл в работе с группой или отдельными учащимися может найти своё продолжение в изобразительной деятельности. Детям и молодежи предлагается нарисовать музыку, которую они слышали, нарисовать свои переживания, чувства, которые они испытывали, слушая музыку. Несколько иное направление появляется с применением музыкальных инструментов, при игре вместе с учащимся на музыкальном инструменте. Вначале создается ситуация, что они исполнители музыки, потом — сочинители музыки, затем — играют в оркестре. Разновидностью такой работы является исполнение разных танцев под звучание музыкальных инструментов, на которых играют учащийся и педагог. Можно сочетать игру на музыкальных инструментах с движениями детей (ходьба по узкой, поднятой над полом дощечке — для преодоления чувства страха, неуверенности в себе и т. д.).
Можно на базе учреждений дополнительного образования организовывать деятельность арт-пространств, где сочетать вышеперечисленные формы, методы и приемы работы. Особенно это актуально для молодежи.
Библиотерапия
Метод воздействия на ребёнка, вызывающий его переживания, чувства при помощи чтения книг. С этой целью педагог подбирает литературные произведения, в которых описаны страхи детей, формы переживания стрессовых ситуаций, выход из страшной для детей ситуации. Для проведения такого вида работы можно порекомендовать для детей разных возрастов использование произведений классиков литературы. Использование произведений данной тематики опирается на возрастные особенности детей: заражаемость чувствами других, понимание чувств других и т. д.
Прослушав прочитанное или рассказанное произведение, дети понимают, что такие чувства, как страх, тревога, бывают у многих детей. Они понимают, чем вызваны такие чувства, различают разного вида угрозы, угрожающие ситуации, причины страха. Вместе с героями литературных произведений дети переживают те же состояния и одновременно учатся, как можно поступить в той или иной ситуации, что позволяет детям расширить свою социальную компетенцию.
Логотерапия
Это метод разговорной терапии, который отличается от разговора по душам, направленного на установление доверия между взрослым и ребёнком.Логотерапия предполагает разговор с ребёнком, направленный на вербализацию его эмоциональных состояний, словесное описание эмоциональных переживаний. Вербализация переживаний может вызвать положительное отношение к тому, кто разговаривает с ребёнком, готовность к сопереживанию, признанию ценности личности другого человека.
Использование данного метода предполагает появление совпадения внешней словесной аргументации и внутреннего состояния детей и молодежи, приводящего к самореализации, когда участники делают акцент на личные переживания, мысли, чувства, желания. Педагог предлагает учащемуся разговор о том, что он чувствовал, когда взаимодействовал со сверстниками. Выяснить, что ему понравилось, что он испытывал и т. д. Для более эффективной работы с детьми можно использовать тёмные очки, разного вида маски, которые дети надевают на себя, и, отвлекаясь от собственных переживаний, рассказывают от имени кого-либо или по телефону. Метод свободных словесных ассоциаций. Данный метод используется как метод искусства придумывания историй. Детям можно предложить по набору слов придумывать разные истории. Учащимся предлагаются слова, между которыми налицо смысловая связь: бабушка, девочка, волк, поезд и т. д. Детям предлагается придумать любую историю, главное — чтобы истории не повторялись. Разновидностью применения такого метода является придумывание историй с использованием какого-то одного свойства предмета: например, придумать историю про страну, где всё из стекла, из мыла, из дерева, из сахара, из конфет и т. д. Как вариант метода словесных ассоциаций можно предложить детям придумывать истории про то, где всё наоборот, по сравнению с тем, что есть на самом деле. Например, дети в этой стране выше ростом, чем взрослые. Дети живут в стране, где все можно и нет ничего того, что нельзя, и т. д. Хороший эффект даёт использование такого метода, где дети представляют себе страну, в которой с неба без остановки падают конфеты, игрушки, дождь, снег, деньги, цветы.
Психодрама, или драмтерапия
Не задумываясь, что помогают страдающему ребенку, педагоги дополнительного образования, работающие по программам художественного профиля используют в своей работе кукольную драматизации. Взрослые (или старшие дети) разыгрывают кукольный спектакль, «проигрывая» конфликтные и значимые для ребёнка ситуации, предлагая ему как бы со стороны посмотреть на данную ситуацию и увидеть себя в ней. С детьми, проявляющими тревогу, страх, пережившими стресс, различного вида травмы, наибольший эффект даёт применение метода биодрамы. Суть его в том, что дети готовят представление, но все действующие лица в нём — звери. Дети распределяют между собой роли животных или зверей и проигрывают конфликтные и жизненные ситуации на примере животных. Разыгрывая спектакль, представление или ситуацию, дети действуют и говорят по-другому, чем с использованием кукол. Переживания детей, реализуемые через образы животных, отличаются от человеческих и в то же время помогают понять чувства других. Как разновидность использования данного метода можно рекомендовать обмен ролями со взрослыми или другими детьми; ребёнок рассказывает за родителя, учителя, сверстника и т. д. Хороший приём — использование зеркала: ребёнок рассказывает о себе другим, глядя на себя в зеркало.
Моритатерапия
Метод, с помощью которого педагог ставит ребёнка в ситуацию необходимости производить хорошее впечатление на окружающих. Педагог предлагает ребёнку высказать своё мнение о чём-то, а затем корректирует его умение высказываться, давать оценку, соответственно принимать позу, использовать мимику, жесты, интонацию и т. д. Другими словами, этот метод помогает воспитывать правила хорошего тона, соответствовать нормам и правилам культуры общества, в котором находится ребёнок в настоящее время.