Дети на митингах
Став родителями, взрослые люди принимают на себя ответственность за жизнь, развитие и психическое состояние своего ребенка. Личность ребенка формируется во многом при взаимодействии с родителями. И речь здесь не только о любви, воспитании и качественном совместном времяпрепровождении. Не зря говорят, что дети как губка. Их индивидуальность рождается из каждодневного опыта. Дети видят в родителях модели поведения: манеры, убеждения и особенности взаимоотношений. Основными механизмами развития ребенка выступают: подражание как неосознанное копирование поведения родителей; идентификация как глубинное принятие мировоззрения родителя как своего собственного, присвоение ценностей; привязанность и принятие ребенка таким, какой он есть.
Прогулки с детьми на акции протеста, в места большого скопления людей не безопасны. Дети более уязвимы, чем взрослые, как в силу своих физических возможностей, так и в связи с особенностями психики. Незнание родителями особенностей толпы и ее влияния на поведение людей в ней, а также непонимание ими возрастных особенностей психического развития детей в различные возрастные периоды может привести к серьезным негативным последствиям в физическом, психическом и психологическом, социальном аспектах развития ребенка. Незнание не снимает ответственность с родителей за наступившие последствия.
В психологической науке хорошо изучена проблема толпы и ее влияния на поведение людей.
Важными психологическими характеристиками толпы являются ее импульсивность, бессознательность, инстинктивность. Толпа живет исключительно чувством, логика противна ей. Вступает в действие неуправляемый стадный инстинкт, особенно когда ситуация экстремальная, когда нет лидера и никто не выкрикивает сдерживающие слова команд.
Толпа очень восприимчива к впечатлениям. Образы, поражающие воображение толпы, всегда бывают простыми и ясными. Вызванные в уме толпы кем-либо образы, представление о каком-нибудь событии или случае по своей живости почти равны реальным образам. Не факты сами по себе поражают воображение толпы, а то, как они предъявляются ей.
Толпа мыслит образами, и вызванный в ее воображении образ, в свою очередь, вызывает другие, не имеющие никакой логической связи с первым. Толпа не отделяет субъективное от объективного. Толпа не рассуждает и не обдумывает. Она принимает или отбрасывает идеи целиком. Она не переносит ни споров, ни противоречий. Суждения толпы всегда навязаны ей и никогда не бывают результатом всестороннего обсуждения. Толпа никогда не стремится к правде. Она отворачивается от очевидности, которая не нравится ей, и предпочитает поклоняться заблуждениям и иллюзиям, если только они прельщают ее. Не испытывая никаких сомнений относительно того, что есть истина и что есть заблуждение, толпа выражает такую же категоричность в своих суждениях, как и нетерпимость. Самое опасное и самое существенное в психологии толпы — это ее восприимчивость к внушению. Всякое мнение, идею или верование, внушенные толпе, она принимает или отвергает целиком и относится к ним либо как к абсолютным истинам, либо как к абсолютным заблуждениям. Толпе очень легко внушить, например, чувство обожания, заставляющее ее находить счастье в фанатизме, подчинении и готовностью жертвовать собой ради своего идола. Психологическое заражение способствует образованию в толпе особых свойств и определяет их направление. Человек склонен к подражанию. Мнения распространяются в толпе путем заражения. В толпе имеет место такое социально-психологическое явление, как эмоциональный резонанс. Люди, участвующие в митинге, не просто соседствуют друг с другом, заражают окружающих и сами заражаются от них. Термин «резонанс» к такому явлению применяется потому, что участники толпы при обмене эмоциональными зарядами постепенно накаляют общее настроение до такой степени, что происходит эмоциональный взрыв, с трудом контролируемый сознанием. Наступлению эмоционального взрыва способствуют определенные психологические условия поведения личности в толпе. Толпе знакомы только простые и сильные по способу выражения чувства. Различные импульсы, которым повинуется толпа, могут быть, смотря по обстоятельствам (а именно по характеру возбуждений), великодушными или злыми, героическими или трусливыми, но они всегда настолько сильны, что никакой личный интерес, даже чувство самосохранения, не в состоянии их подавить. В толпе преувеличение чувства обусловливается тем, что само это чувство, распространяясь очень быстро посредством внушения и заражения, вызывает всеобщее одобрение, которое и содействует в значительной мере возрастанию его силы. Сила чувств толпы еще более увеличивается из-за отсутствия ответственности. Уверенность в безнаказанности (тем более сильная, чем многочисленнее толпа) и сознание значительного (хотя и временного) могущества дают возможность толпе людей проявлять такие чувства и совершать такие действия, которые просто немыслимы и невозможны для отдельного человека. Односторонность и преувеличение чувств толпы ведут к тому, что она не ведает ни сомнений, ни колебаний. Силы толпы направлены лишь на разрушение. Инстинкты разрушения есть у каждого человека, но поддаваться им в одиночку опасно из-за наказания, но находясь в безответственной толпе, где ему обеспечена безнаказанность, он может свободно следовать велению своих инстинктов. В толпе малейшее пререкание или прекословие со стороны какого-либо оратора немедленно вызывает яростные крики и бурные ругательства. Нормальное состояние толпы, наткнувшейся на препятствие, — это ярость. Толпа никогда не дорожит своей жизнью во время возмущения. Особенность толпы состоит и в специфике социально-психологических явлений, определяющих единообразие поведения ее участников - в толпе противопоставление «мы» и «они» достигает социально значимой, нередко весьма опасной величины. У толпы отсутствует критическое отношение к себе и присутствует «нарциссизм» — «мы» безупречны, во всем виноваты «они». «Они» отливаются в образ врага. Толпа считается только с силой, и доброта ее мало трогает, для толпы доброта — одна из форм слабости. Безответственность толпы порождает нередко невероятную жестокость агрессивной толпы, подстрекаемой демагогами и провокаторами. Безответственность позволяет толпе топтать слабых и преклоняться перед сильными. Стремление немедленно превратить в действия внушенные идеи — характерный признак толпы. Мнение толпы непостоянно. Отсутствие ясных целей, отсутствие или хаотичность структуры порождают наиболее важное свойство толпы — ее легкую превращаемость из одного вида (или подвида) в другой. Такие превращения часто происходят спонтанно. Знание их типичных закономерностей и механизмов позволяет умышленно манипулировать поведением толпы в авантюристических целях либо в целях сознательного предотвращения ее особо опасных действий.
Психологические особенности индивида в толпе
В толпе индивид приобретает ряд специфических психологических особенностей, которые могут быть ему совершенно не свойственны, если он пребывает в изолированном состоянии. Эти особенности оказывают самое непосредственное влияние на его поведение в толпе.
Немаловажная особенность самовосприятия индивида в толпе — это ощущение собственной анонимности. Затерявшись в «безликой массе», поступая «как все», человек перестает отвечать за собственные поступки. Отсюда и та жестокость, которая обычно сопровождает действия агрессивной толпы. Участник толпы оказывается в ней как бы безымянным. В толпе индивид отдает себя во власть таким инстинктам, которым никогда, будучи в иных ситуациях, не дает волю. Этому способствует анонимность и безответственность индивида в толпе. У него уменьшается способность к рациональной переработке воспринимаемой информации. Способность к наблюдению и критике, существующая у изолированных индивидов, полностью исчезает в толпе. В толпе исчезает, растворяется сознательная личность. Преобладание личности бессознательной, одинаковое направление чувств и идей, определяемое внушением, и стремление превратить немедленно в действие внушенные идеи характерно для индивида в толпе. В толпе индивид чувствует силу человеческой ассоциации (единства), которая влияет на него своим присутствием. Воздействие этой силы выражается либо в поддержке и усилении, либо в сдерживании и подавлении индивидуального поведения человека. Известно, что люди в толпе, ощущая психическое давление присутствующих, могут сделать (или, напротив, не сделать) то, чего они никогда бы не сделали (или, напротив, что непременно сделали бы) при иных обстоятельствах. Психологи отмечают самый поразительный факт, наблюдающийся в толпе: каковы бы ни были индивиды, составляющие ее, их образ жизни, занятия, характеры, ум; одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем чувствовал, думал и действовал каждый из них в отдельности. Индивид, пробыв некоторое время среди действующей толпы, впадает в такое состояние, которое напоминает состояние загипнотизированного субъекта. Он уже не осознает своих поступков. Под влиянием внушения, приобретаемого в толпе, индивид совершает действия с неудержимой стремительностью, которая к тому же возрастает, поскольку влияние внушения, одинакового для всех, увеличивается силой взаимности. Индивид в толпе приобретает сознание неодолимой силы, благодаря одной только численности. Это сознание позволяет ему поддаться скрытым инстинктам: в толпе он не склонен обуздывать эти инстинкты именно потому, что толпа анонимна и ни за что не отвечает. Чувство ответственности, сдерживающее обычно отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе — здесь понятия о невозможности не существует. В толпе всякое действие заразительно до такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу толпы. Подобное поведение противоречит самой человеческой природе, и потому человек оказывается способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы. В толпе полностью стираются индивидуальные черты людей, исчезает их оригинальность и личностная неповторимость. В толпе у человека полностью утрачивается чувство ответственности, практически всегда являющееся сдерживающим началом для индивида. В толпе у индивида обнаруживается склонность к произволу, буйству, свирепости. Человек в толпе претерпевает и снижение интеллектуальной деятельности. Для человека толпы также характерна повышенная эмоциональность восприятия всего, что он видит и слышит вокруг себя.
Понимание сущности толпы и механизмов ее воздействия на личность позволит человеку принять осознанное и ответственное решение относительно своего участия в ней. Более серьезные последствия участия в толпе наблюдаются у детей разных возрастов: от страхов и тиков у малышей, до формирования моделей агрессивного поведения и негативных социальных последствий у детей постарше. Дети объясняют свои действия влиянием толпы: «Все закричали, и я закричал. Все кидали, и я кидал». Но ответственность за физическую, психическую и социальную безопасность своих детей несут родители.
Развитие ребенка в период младенчества
Младенческий возраст – это возраст до 1 года. Основой развития ребенка в этот период являются его эмоциональные состояния: расслабление при удовлетворении потребности, удивление, тревожность (при физическом дискомфорте); улыбается знакомым, но теряется при виде незнакомого. Улыбка, выражающая положительные эмоции, появляется позднее, чем крик. Возникает эмпатия – как реакция на состояние матери. В 7-8 беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Между 7-11 месяцами появляется «страх расставания» ‑ грусть или испуг при исчезновении мамы. Плач – выражение всякого рода страданий малыша. На протяжении всего первого года жизни взрослый является для ребенка неким элементом среды, удовлетворяющим всего его желания и потребности. Быстрыми темпами развивается двигательная, эмоциональная и образная память, которая харктеризуется особой прочностью.
Развитие ребенка в период раннего детства
Период раннего детства от 1 года до 3 лет. Для детей этого возраста характерна слабость нервной системы ребенка, повышенная чувствительность к неожиданным, ярким, сильным раздражителям вызывает бурные эмоциональные реакции как положительного плана (перевозбуждение, расторможенность), так и отрицательные (плач, истерика, ступор, страхи и тревожность). Эмоциональное состояние на протяжении первых 3 лет жизни очень неустойчиво. Все поведение ребенка сопровождается яркими эмоциональными реакциями и важно, чтобы это были положительные реакции. Ситуация развития в раннем возрасте характеризуется наличием системы «ребенок – ПРЕДМЕТ – взрослый». В этом возрасте ребенок целиком поглощен предметом (игрушкой), взрослый вступает в совместную деятельность с ребенком по поводу предмета, обучает способам действия с ним. От манипулирования с предметами (с предметом совершаются действия без учета его назначения) ребенок в процессе общения со взрослым усваивает назначение и способы действий с предметами. Являясь ведущей деятельностью предметная деятельность в наибольшей степени способствует развитию познавательных процессов. Социальное развитие ребенка осуществляется через посредника (старшего). Главное достижение в этом периоде – овладение прямохождением, что стимулирует развитие всех сторон психического и физического развития ребенка – ощущения, восприятия, памяти, мышления, эмоций, ходьба становиться потребностью ребенка. Быстрыми темпами идет развитие восприятия, оно является доминирующим в развитии других психических функций. Эмоциональный характер восприятия приводит к двигательной активности ребенка. Память ребенка связана с процессом активного восприятия – узнавания: знакомые лица и предметы успокаивают ребенка, незнакомые вызывают тревогу и страх, слезы. У ребенка преобладает эмоциональная память как на положительные, так и отрицательные образы, которые сохраняются на долго в сознании. В ходе предметной деятельности и в процессе общения с близкими родственниками происходит формирование черт характера. Появляются потребности в самостоятельности и в достижении успехов. Поведение начинает мотивироваться не только эмоциональным содержанием ситуации, но и отношениями с другими людьми. К 3 годам малыш начинает относиться к себе как к самостоятельному «Я», т.е. у него начинают возникать начальные формы самосознания. Возникает личное действие и личное желание, сознание «Я сам». Отстаивая свою самость, ребенок может проявлять негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, деспотизм.
Развитие ребенка в дошкольном возрасте
Дошкольный возраст – это период от 3 до 6-7 лет. В этот период происходит быстрое физическое развитие ребенка, наблюдается слабость нервной системы, повышенная утомляемость и повышенная возбудимость нервной системы. Громкие звуки, яркие и многочисленные раздражители перевозбуждают и пугают ребенка, возникают страхи, тревожность, стрессовое напряжение; поведение ребенка регулируется эмоциями и чувствами – чувство безопасности и любви либо отвержение, угроза. Переживаемые в этом возрасте эмоции отличаются прочностью – запоминаются на всю жизнь, отрицательные переживания могут быть основанием для формирования в последующей жизни различных психологических проблем и комплексов. Проявления негативных чувств могут быть как непосредственными в данный момент времени, так и отсроченными – подавленность, страхи, капризы, нарушения речи, психосоматические нарушения (нарушения пищеварения, энурез, заикание…).
Дети активно познают свойства предметов и действия с ними, усваивают отношения между людьми; развивается способность к сопереживанию и формируются коллективистские качества, удовлетворяется потребность в признании (статусная роль) и осуществлении самопознания, рефлексии. Образцом для ребенка выступают родители, которым он подражает и старается заслужить их одобрение своего поведения.
В этом возрасте активно развиваются представления как основа образной памяти, дети лучше запоминают то, что связано с эмоциями как положительными, так и отрицательными, с практическими действиями. У детей развивается эйдетическая (образная фотографическая) память. Воображение детей сопровождается яркой эмоциональной окраской, что может служить основой для проявления страхов. Происходит освоение речи как основного механизма социализации ребенка. В дошкольном возрасте возникает и развивается самосознание и самооценка на основе, прежде всего, оценок со стороны родителей, а также сверстников. Свое поведение ребенок регулирует и оценивает на основе мотива получения поощрения или наказания со стороны прежде всего родителей. К 6-7 годам ребенок начинает регулировать свое поведение правилами, возникает потребность в социальном функционировании, в занятии значимой социальной позиции, возникновение «внутренней позиции школьника».
Развитие детей младшего школьного возраста
В связи с переходом в школу ребенку необходимо вступить в отношения с людьми, осуществляющими новую для него, обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность. Прежние социальные отношения (детский сад и др.) уже исчерпали себя, поэтому он стремится скорее пойти в школу и вступить в новые социальные отношения. У ребенка происходит перестройка всех систем отношений с действительностью. Система «ребенок – учитель» начинает определять отношение ребенка и к родителям, и к детям. Данные отношения становятся для ребенка центральными, потому что появляется оценочная система: хорошие отметки и хорошее поведение, оценивание исходит от учителя. От того, какие оценки он будет получать, как будет вести себя зависят отношения со сверстниками и родителями. Сверстники стараются дружить с теми, кто хорошо учится. Если раньше родители спрашивали: «Как у тебя дела?», то теперь: «Какую оценку ты получил?». Ребенок видит, что плохие оценки огорчают родителей, а хорошие – радуют.
Отношения «ребенок – учитель» превращаются в отношения «ребенок – общество», учитель транслирует нормы отношений в обществе. Усвоение норм общества детьми связано с уровнем авторитета учителя в глазах ребенка, поэтому родители должны поддерживать авторитет учителя. Ребенок вступает в отношения зависимости и подчинения определенным правилам, что возлагает на него новую ответственность: ему приходится контролировать свои ситуативные импульсы, организовывать свою жизнь. В этом возрасте ребенку очень важно получить одобрение своего поведения со стороны взрослых, он действует, копируя поведение взрослых .
Новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка и выступает для него как стрессогенная. У каждого ребенка изменяется эмоциональное состояние, повышается психическая напряженность, что отражается как на физическом здоровье, так и на поведении. В младшем школьном возрасте у детей наблюдается повышенная возбудимость, двигательная расторможенность, тревожность, страхи.
Учебная деятельность – это процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или изменение старых. Для того чтобы учебная деятельность младшего школьника проходила успешно, необходима положительная мотивации, т.е. чтобы ребенок сам очень хотел учиться. Поэтому одной из главных задач успешности учебной деятельности является формирование познавательной мотивации, которая тесно связана с содержанием и способами обучения. Учебная деятельность может побуждаться мотивом получения высокой оценки; социальными мотивами учения; учебно-познавательными мотивами; мотивами достижения успеха; мотивами избегания; престижная мотивация. Происходит перестройка в иерархической мотивационной системе, мотивация достижения успеха становится доминирующей.
Новообразованием младшего школьного возраста является развитие личностных качеств – самостоятельность, ответственность, трудолюбие, саморегуляция, рефлексия (интеллектуальная и личностная). Происходит интенсивное формирование моральных чувств ребенка, что вместе с тем означает и формирование моральной стороны его личности. Укрепляется новая внутренняя позиция. Интенсивно развивается самосознание. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей, то, что было значимо, становится второстепенным. Становление самооценки зависит от успеваемости и особенностей общения учителя с классом, а также от оценочных суждений родителей и других взрослых. Самооценка вырабатывается на основе критерия оценивания учебных работ, в оценке деятельности самим ребенком, в общении с другими. Появление самоуважения, чувства компетентности во многом связано с уверенностью в учебных способностях.
Эмоции связываются с более сложной социальной жизнью ребенка, с более ясно выраженной социальной направленностью его личности. В целом общее настроение младшего школьника обычно жизнерадостное, бодрое, светлое. Эмоциональная стабильность наблюдается в положительном отношении к учебе; тревожность, несдержанность, повышенная чувствительность выражается в отрицательном отношении к учителю и школьным занятиям. В результате этого возможны аффективные состояния, проявляющиеся в грубости, вспыльчивости, эмоциональной неустойчивости.
Процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром реализуется в поведении ребенка. Процесс формирования различных форм поведения, черт характера отличается некоторым своеобразием в зависимости от типа нервной системы ребенка, отношениями в классе и с учителем, отношениями в семье, влиянием улицы и сверстников. Не имея еще четких моральных критериев поведения ребенок руководствуется либо мотивом получения поощрения либо угрозой наказания. Поведенческие нарушения детей младшего школьного возраста: недисциплинированность, чрезмерная активность, безудержность, импульсивность, агрессивное поведение; упрямство, грубость, капризность, лживость.
В общении с детьми важно теплое, доброжелательное отношение (спокойно-доброжелательный тон, спокойно-требовательный тон, спокойно-осуждающий тон), так как грубость и гнев вызывают либо перевозбуждение и озлобленность, либо заторможенность, состояние угнетения и подавленности.
Психическое развитие ребенка в подростковом возрасте
Подростковый период приходится на возраст 12–14 лет и связан с быстрым темпом физического и умственного развития подростов, приводящим к образованию чувства взрослости и потребностей, которые не могут быть удовлетворены в силу недостаточной социальной зрелости школьников. У подростков отмечается низкая устойчивость к стрессам. Они могут действовать необдуманно, вести себя неадекватно. Появляется склонность к риску. Так как подростки отличаются повышенной эмоциональностью, им кажется, что они могут справиться с любой проблемой. Но на деле это не всегда так, потому что они еще не умеют адекватно оценивать свои силы, не думают о собственной безопасности.
В этом возрасте меняются взаимоотношения подростков с окружающими: они начинают предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым и протестуют против обращения с ними как с маленькими. На данном этапе кардинально меняется поведение детей: многие из них становятся грубыми, неуправляемыми, все делают наперекор старшим, не подчиняются им, игнорируют замечания (подростковый негативизм) или, наоборот, могут замкнуться в себе. В поведении подростков отмечаются демонстративность, внешнее бунтарство, стремление освободиться из-под опеки и контроля взрослых. Они могут демонстративно нарушать правила поведения, не вполне корректным образом обсуждать слова или поведение людей, отстаивать свою точку зрения, даже если не совсем уверены в ее правильности.
Если взрослые с пониманием относятся к потребностям ребенка и при первых негативных проявлениях перестраивают свои отношения с детьми, то переходный период протекает не так бурно и болезненно для обеих сторон. В противном случае подростковый кризис протекает очень бурно. Взрослому необходимо изменить отношение к подростку, иначе с его стороны может возникнуть сопротивление, которое со временем приведет к недопониманию между взрослым и подростком и межличностному конфликту, а затем – к задержке личностного развития. У подростка может появиться ощущение ненужности, апатии, отчуждения, утвердится мнение, что взрослые не могут его понять и помочь. В результате в тот момент, когда подростку действительно понадобятся поддержка и помощь старших, произойдет его эмоциональное отторжение от взрослого, и последний утратит возможность оказывать влияние на ребенка и помогать ему. Чтобы избежать подобных проблем, следует строить отношения с подростком на основе доверия, уважения, по-дружески. Созданию таких отношений способствует привлечение подростка к какой-нибудь серьезной работе.
Поведенческие изменения проявляются в желании «испытать все, пройти через все», прослеживается склонность к риску. Подростка притягивает все, что ранее находилось под запретом. Многие из «любопытства» пробуют алкоголь, наркотики, начинают курить. Если это делается не из любопытства, а из-за куража, может возникнуть психологическая зависимость от наркотических веществ, хотя иногда и любопытство приводит к стойкой зависимости. Проявление негативизма может выражаться у некоторых подростков в бессмысленном противостоянии другим, немотивированном противоречии (чаще всего взрослым) и другими протестными реакциями. Взрослым (учителям, родителям, близким) необходимо перестроить отношения с подростком, постараться понять его проблемы и сделать переходный период менее болезненным.
Все подростки стремятся приобрести качества, свойственные взрослому человеку. Это влечет за собой внешнюю и внутреннюю перестройку. Начинается она с подражания своим «кумирам». С 12–13 лет дети начинают копировать поведение и черты внешности значимых для них взрослых или старших сверстников (лексикон, способ отдыха, увлечения, украшения, прически, косметика и т. д.). Для мальчиков объектом подражания становятся люди, которые ведут себя как «настоящие мужчины»: обладают силой воли, выдержкой, смелостью, мужеством, выносливостью, верны дружбе. Поэтому мальчики в 12–13 лет начинают больше внимания уделять своим физическим данным: записываются в спортивные секции, развивают силу и выносливость. Девочки стремятся подражать тем, кто выглядит как «настоящая женщина»: привлекательным, обаятельным, пользующимся популярностью у других. Они начинают уделять больше внимания одежде, косметике, осваивают приемы кокетства и т.д. Современная ситуация развития характеризуется тем, что на формирование потребностей подростков большое влияние оказывает реклама, СМИ. В этом возрасте делается акцент на наличие определенных вещей: так, подросток, получая рекламируемую вещь в личное пользование, обретает ценность и в собственных глазах, и в глазах сверстников. Для подростка почти жизненно необходимо владеть некоторым набором вещей, чтобы обрести определенную значимость в своих глазах и глазах сверстников.
Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение со сверстниками. Общаясь, подростки осваивают нормы социального поведения, морали, устанавливают отношения равенства и уважения друг к другу, проявляется «стадный рефлекс», принадлежность к группе. Возникает потребность в доверительном общении. Подростки хотят быть услышанными, им необходимо, чтобы их мнение уважали. Они очень переживают, когда их перебивают, не дослушав. Взрослым следует разговаривать с ними на равных, но не допускать панибратства. У подростков велика потребность в общении и дружбе, они боятся быть отвергнутыми. Они часто избегают общения из страха «не понравиться». Поэтому у многих детей в этом возрасте возникают проблемы в установлении контактов как со сверстниками, так и с более взрослыми людьми. Чтобы этот процесс был менее болезненным, надо поддерживать и подбадривать их, развивать адекватную самооценку у неуверенных в себе. Подростки стремятся быть принятыми сверстниками, обладающими, по их мнению, более значимыми качествами. Чтобы добиться этого, они подчас приукрашивают свои «подвиги», причем это может относиться как к положительным, так и к отрицательным поступкам; появляется стремление к эпатажности. Подростки могут не высказывать свою точку зрения, если она расходится с мнением группы и болезненно воспринимают потерю авторитета в группе. В этом возрасте возрастает подверженность влиянию со стороны сверстников. Если у ребенка заниженная самооценка, то он не хочет оказаться «белой вороной»; это может выражаться в боязни высказывать свое мнение. Некоторые подростки, не имеющие своего мнения и не обладающие навыками самостоятельного принятия решения, оказываются «ведомыми» и совершают какие-то поступки, часто противоправные, «за компанию» с другими, более сильными психологически и физически.
Изменяются и нормы, которыми регулируются отношения школьников друг к другу: на первый план выступают «стихийные детские нормы», связанные с качествами «настоящего товарищества». Происходит негласное деление: «хороший ученик» и «хороший товарищ». Хороший ученик не всегда может быть хорошим товарищем, а хороший товарищ – хорошим учеником. И это понятно, потому что содержание норм, нравственных качеств, которыми характеризуются хороший ученик и хороший товарищ не могут и не должны полностью совпадать, поскольку они отражают различные сферы жизнедеятельности школьников. В подростковой группе обязательно появляется лидер и устанавливаются отношения лидерства. Подростки стараются привлечь к себе внимание лидера и дорожат дружбой с ним. Подростку также интересны друзья, для которых он может быть лидером или выступать равноправным партнером.
Подростки стремятся участвовать в разнообразных видах деятельности: спортивной, художественной, общественно полезной и др. Таким образом они стараются занять определенное место среди людей, показать свою значимость, взрослость, ощутить себя членом общества, реализовать потребность в принятии и самостоятельности. По мнению исследователей, ведущим видом деятельности в подростковом возрасте является общественно-полезная деятельность, в которой подросток наиболее полно самоутверждается в роли взрослого.
В этом возрасте происходит развитие теоретического мышления, что способствует возникновению рефлексии (самоанализа, размышления, самонаблюдения). Новообразованиями данного возраста являются также произвольность как способность управлять собой на основе волевого усилия и способность к саморегуляции. Способность к саморегуляции заключается в психологической готовности ребенка осваивать навыки саморегуляции и применять их на практике, стабилизируя свое эмоциональное состояние.
Подростки становятся более обидчивыми. Они хотят выглядеть лучше всех и производить хорошее впечатление. Для них лучше промолчать, чем сказать и ошибиться. Зная такую особенность этого возраста, взрослым надо избегать прямых оценок, говорить с подростками, используя «Я-высказывание», т. е. высказывание о себе, своих чувствах. В этом возрасте у детей отмечаются повышенный интерес к различного рода деятельности, стремление делать что-то своими руками, повышенная любознательность, появляются первые мечты о будущей профессии.
Формируется система личностных ценностей. В дальнейшем они определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценку этих людей и самооценку. У старших подростков начинается процесс профессионального самоопределения. В подростковом возрасте начинают формироваться организаторские способности, деловитость, предприимчивость, умение налаживать деловые контакты, договариваться о совместных делах, распределении обязанностей и др. Данные качества могут развиваться в любой сфере деятельности, в которую вовлечен подросток: в учении, труде, игре.
Психология юности
Юность – это один из этапов развития человека, его жизни, ее начало – 15 - 16 лет, а окончание – 20–23 года; период 15 – 18 лет – ранняя юность. В силу возрастных особенностей развития молодежь в период юности очень уязвима относительно воздействий СМИ, лидеров, авторитетов, идей. Знание этих особенностей необходимо и родителям, и педагогам.
Юношеский период отличается от всех остальных ощущением свободы выбора. В этот период происходит подготовка к самостоятельной взрослой жизни, что связано с протеканием кризиса авторства собственной жизни как периода появления новых качеств личности - нахождение молодым человеком индивидуального пути развития, авторство в определении своего собственного взгляда на жизнь, формирование мировоззрения, идей и принципов жизни, человек становится ответственным за собственную субъектность. В этом возрасте отмечается бурное увлечение новыми идеями, делами, людьми. Подобные увлечения могут быть непродолжительными, но они позволяют пережить и узнать много нового. Важнейшим психологическим процессом в юношеском возрасте является становление самосознания и устойчивого образа «Я». В этом возрасте происходит понимание своих внутренних стремлений и желаний, осознание себя как личности и своих индивидуальных особенностей. Для юношей характерно стремление ставить перед собой новые задачи и цели, решать и добиваться их. У них появляется больше возможностей, которые они чаще всего способны реализовать. Происходит формирование мировоззрения как собственного восприятия мира человеком, составление суждений о нем в целом и его принципах. В период ранней юности еще не сформировано достаточно цельное восприятие окружающего мира, мировоззрение ненадежно и малосодержательно.
Для юношей и девушек главным измерением времени становится будущее, происходит переориентация сознания с внешнего контроля со стороны взрослых на внутренний самоконтроль, возрастает потребность в достижении целей. Положительные моменты кризиса – это новые возможности становления индивидуальности человека, формирование гражданской ответственности, сознательного и целенаправленного самовоспитания. Отрицательными моментами протекания кризиса может быть крушение жизненных планов, разочарование в правильности выбора специальности. Если у молодого человека не сформированы ресурсы разрешения этого возрастного кризиса (интеллект, самопознание, ответственность, целеустремленность, проявляется инфантильность), то его протекание может пойти по негативному сценарию (алкоголизм, наркотики, бунт …).
Необходима взвешенная поддержка со стороны взрослых, поддержка и помощь семьи – рассмотрение различных альтернатив, расширение представлений, обогащение практики жизнедеятельности, убеждения с предоставлением свободы выбора юноше. Взрослые могут давать полезные и ценные советы, помогать в освоении новых социальных условий и правил. Важно, чтобы взрослые не настаивали на собственной точке зрения, оставляя право выбора за молодыми людьми. При этом молодые люди должны четко осознавать свою ответственность за правильность выбора своих действий, от которого, возможно, будет зависеть вся их дальнейшая судьба.
Юношам и девушкам очень важно общение со взрослыми: они вслушиваются в их слова, наблюдают за их поведением, в некоторых случаях склонны к идеализации. Выбор более старшего друга обусловливается потребностью в опеке, руководстве, примере. Дружба со взрослыми необходима и желанна, но дружба со сверстниками важнее и крепче, поскольку здесь общение происходит на равных: со сверстниками легче общаться, им можно рассказать все, не боясь насмешек, с ними можно действовать в интересах дружбы и поддержки.