Требования к уроку

Дидактические требования к современному уроку:
  • четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков; 
  • определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся; 
  • прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах; 
  • выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся; 
  • реализация на уроке всех дидактических принципов; 
  • создание условий успешного учения учащихся.
Психологические требования к уроку:
Психологическая цель урока:
  1. Проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока; 
  2. Учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе; 
  3. Предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.
Организация познавательной деятельности учащихся:
1. Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся: 
  • планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления; 
  • использование установок в форме убеждения, внушения; 
  • планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся; 
  • использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению);
2. Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений; 
  • определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, "открытий", формулирования выводов); 
  • опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся; 
  • планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся); 
  • руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать; 
  • использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);
3.Закрепление результатов работы: 
  • формирование навыков путем упражнений; 
  • обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.
Организованность учащихся:
  1. отношение учащихся к учению, их самоорганизации и уровень умственного развития; 
  2. возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.
Учет возрастных особенностей учащихся:
  1. планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся; 
  2. проведение урока с учетом сильных и слабых учеников; 
  3. дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.
Гигиенические требования к уроку:
  1. температурный режим; 
  2. физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания); 
  3. освещение; 
  4. предупреждение утомления и переутомления; 
  5. чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ); 
  6. своевременное и качественное проведение физкультминуток; 
  7. соблюдение правильной рабочей позы учащегося; 
  8. соответствие классной мебели росту школьника.
Требования к технике проведения урока:
  1. урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях; 
  2. темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными; 
  3. необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм; 
  4. доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда; 
  5. по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения; 
  6. обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;
поделиться в: